danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

  • Music:

Сесилия Ахерн «P.S.Я люблю тебя»

Если вы собираетесь прочесть книгу Сесилии Ахерн «P.S.Я люблю тебя», и еще не смотрели одноименный фильм, то не спешите, и оставьте истинное удовольствие на финал - посмотрите сперва фильм, и потом уже читайте книгу. К счастью для меня, когда я решила ознакомиться с этой историей, я даже не слышала не только о том, какая это чудесная книга, но и вообще о ее существовании, и знала только о фильме, и, соответственно, сперва посмотрела его. Именно к счастью, ибо в данном случае от перемены мест слагаемых меняется абсолютно всё. И, несмотря на то, что фильм мне, в конечном итоге, понравился, (на днях я рассказывала об этом) если бы я посмотрела его после прочтения книги, я пребывала бы в полнейшем разочаровании. Потому что фильм, даже при всех его положительных сторонах, - это даже не жалкое подобие книги, это почти карикатура на нее, причем не слишком удачная. Признаться, я искренне поражена тому, как вообще можно настолько испортить такое шикарное произведение, и главное - зачем?

Все те странные, отталкивающие моменты фильма, о кот. пишут почти все в своих рецензиях, в книге отсутствуют, они были придуманы именно для кино. В книге Холли не идеал, у нее есть свои недостатки, и были моменты, когда я была с ней глобально не согласна. Но в ней нет и намека на истеричность, которая так раздражает в героине фильма! Отношения Холли с Джерри в книге- очень теплые, и ни разу не возникает сомнения в истинности их чувства, в глубине их нежной привязанности друг к другу, и, соответственно, письма Джерри совсем не удивляют. В фильме же- повествование начинается с длительной, яростной ссоры, где Холли демонстрирует себя психопатичной истеричкой, и после этого всю сентиментальную часть фильма невольно задаешься вопросом, как эту истеричку можно было так любить, и не очень верится в то, что вся эта история с письмами - правда.

В фильме Дэниел показан каким-то дебиловатым простаком, братьев у Холли нет вообще, отца зачем-то похоронили, между Джерри и матерью Холли посеяли неприязнь, а саму мать сделали мало-мальски вменяемой только ближе к концу. Спрашивается, зачем? В книге у Холли очень многое связано с семьей, показана семья, как большой живой организм, который живет и развивается, но каждая его часть – неотъемлема. В фильме вместо семьи у Холли есть вечно недовольная чем-то и поучающая по делу и без дела мать, не разделяющая горечи утраты дочери, т.к. не шибко любила зятя, и какая-то полуэфемерная сестра. Всё. Это даже не скелет, это жалкие останки того, что создала для Холли писательница Сесилия Ахерн. Причем останки, опознать которые без теста на ДНК решительно невозможно. И не раз задаешься вопросом, как в фильм вообще могла попасть Хиллари Суонк, не похожая на книжную Холли абсолютно ничем – даже возраст, и тот пришлось под нее подгонять, опустив тем самым очень интересный и веселый кусок повествования, посвященный 30-тилетию Холли. Короче говоря, после книги фильм вызывает некоторое неумение. И растерянность.


Ну, а теперь о приятном. О книге.
Я решила прочесть эту книгу просто чтобы сравнить с фильмом и понять, что же там было задумано автором изначально, ибо известно, что крайне редко фильм лучше или хотя бы равноценен литературному оригиналу. Начала читать… и буквально с первых строк, первых страниц, таких теплых и искренних, мне понравилось. Читала до ночи, и вчера читала весь день, забросив фильмы, которые собиралась посмотреть, и даже жж. Читала запоем, увлеченно, не могла оторваться. И, с одной стороны, хотелось поскорее дочитать, чтобы написать отзыв и поделиться с френдами своим открытием, своей радостью и удовольствием, которое доставила мне эта книга, а с другой стороны- не хотелось, чтобы она заканчивалась. Ведь закончившись, она неизбежно остановит мое литературное наслаждение.

Не могу сказать, что Ахерн обладает каким-то особенным художественным слогом, поражает читателя литературным живописанием, или мудрыми мыслями, которые хочется тут же выписать в цитатник. Она пишет просто, но это отнюдь не значит, что примитивно, отнюдь. Ее язык- тот, что мы привыкли не читать, а слышать- без нагромождения сложноподчиненных предложений и сложных оборотов, незамысловатая, но ёмкая речь. И что самое приятное, что речь эта насыщенна отличным, ярким житейским юмором. Да, несмотря на грустный исток этой истории, и наличие грустных глав, книга по большей ее части искрометно веселая. Причем юмор этот не нарочитый, не выдуманный специально, а словно списанный с каких-то дружеских посиделок весельчаков, сыплющих остротами, по-доброму подкалывающих друг друга, и создающих отличное, приподнятое настроение себе и окружающим. Читаешь, и это настолько живо и по-настоящему, что в голове автоматически рождается видеоряд, ты словно наблюдаешь за героями через скрытую камеру, и принимаешь незримое, но самое непосредственное участие в событиях. Почти всю книгу я читала с улыбкой на лице – она менялась, становясь то игривой, то грустной, то широкой, то чуть заметной, но она была моей верной спутницей почти неизменно.

Не раз было настолько смешно, что я просто давилась от смеха, приводя в недоумение мужа, который каждый раз спрашивал, что я читаю, и никак не мог понять, как книга с таким названием может вызывать такой безудержный смех. Не раз я и плакала,- хоть повествование не давит на жалость, даже при том, на чем завязан сюжет, есть в книге места настолько трогательные и пронзительно трепетные, что сдержать слезы абсолютно невозможно. Но что самое удивительное, -это то, что время от времени я и смеялась, и плакала одновременно. Прежде со мной такое не случалось, а тут просто сплошь и рядом. Читаешь какой-нибудь трогательный момент, очередное послание Джерри, - обстановка трепетно-грустная, невольно наворачиваются слезы, но само послание оказывается лаконичным и веселым. Джерри, весельчак по жизни, не изменял своему искрометному чувству юмора до самой смерти. И еще слезы в глазах, и ком в горле, а я уже смеюсь- искренне и от души. Да, такая вот книга:) Замечательная.

Что касается сюжета, то в этой грустной, сентиментальной истории Ахерн затронула гораздо больше тем, чем может показаться сперва, и если задуматься, проблема Холли вернуться к жизни, пережив горькую утрату, -отнюдь не единственная, и даже не главная в книге. Она- призма, сквозь которую обнажаются все остальные психологические грани повествования, - понимается, кто друг, кто нет, становятся лучше видны характеры окружающих, их страхи, достоинства и недостатки, размахивает, словно красной тряпкой перед быком, эгоизм, как естественный, так и чрезмерный, причем сквозь эту призму открывается одинаково ясная картина как вовне, в окружение, так и внутрь, в характер, достоинства, заблуждения и недостатки главной героини, Холли. Так, например, я считаю, что ее непрекословное ожидание того, что все будут вокруг нее скакать, утешать и всячески поддерживать, и недопущение того факта, что у людей есть своя жизнь, и как бы они искренно ни разделяли с ней ее горе, они имеют право быть счастливыми- это проявление инфантильности и эгоизма. Обижаться на людей, которые много месяцев поддерживали тебя, чего только не делали, чтобы тебя растормошить, развеселить, и вернуть к жизни, за то, что в их собственных жизнях происходят радостные события, что у них есть половинки, которую потеряла ты - это полнейшая глупость, и крайняя форма эгоизма. И если Дениз действительно затрахала всех со своей свадьбой вела себя, со своей стороны, крайне эгоистично, то злиться на Шэрон было просто неприлично. И в этом моменте, в этой глупой зависти чужому счастью, осознаваемой и признаваемой постыдной, психологически тонко поймана и раскрыта ситуация, когда человек, привыкший жить в вечном «мы», вдруг понимает, что как бы ни была крепка дружба, «мы»- это всегда и неизменно - совокупность неких «я», и рано или поздно пути или отдельные интересы этих «я» могут разойтись. Что в своем счастье, равно как и в горе, все становятся эгоистами, и это вполне естественно, но не стоит выпускать этот эгоизм за грани разумного, ибо в противном случае это приведет к нежелательным последствиям. А винить кого? Когда сталкиваются рогами два эгоизма трудно определить виноватого, равно как и правого- у каждого будет своя правда.

Была еще черта в Холли, которую я никак не могла понять и принять – ее бесцельность, пассивность и полное отсутствие интереса к чему-либо. Она жила, не интересуясь в жизни ничем, кроме Джерри. Ни образованием, ни работой, ни какими-то творческими реализациями, ни кино, ни музыкой, ни литературой, ни искусством,- ничем вообще она не интересовалась, ни к чему не чувствовала тяги, и ни в чем не хотела как-то проявить себя. Совершенно неудивительно, что когда волею судьбы Джерри из ее жизни исчез, жизнь ее остановилась. Потому что в ее жизни не было ничего, кроме него, она сознательно ничего вообще туда больше не впускала. При всем трепетном уважении к их с Джерри чувствам, я считаю подобный ленивый протекционизм личности банальной ограниченностью. Мне, как человеку амбициозному, такое пассивное безразличие к жизни, отсутствие интересов, каких-либо желаний, стремлений, зацикливание на чем-то одном, пусть и самом любимом и родном, - непонятно и совсем не близко.

Из этой незаинтересованности как раз и выросла ее невозможность пережить свое горе, нескончаемая депрессия, растянувшаяся на год, уныние и бесконечное жаление себя. Потому что она просто не знала, как ей существовать в абсолютной пустоте, в которой она вдруг оказалась. И в том, что время не лечило, виновата только она сама. Потому что она сидела и ждала у моря погоды, ничего не делая. Время лечит только за счет того, что чем больше времени проходит с момента получения душевной раны, тем больше впечатлений и эмоций наслаивается на пережитую боль, и, в конце концов, притупляет ее. Если закрыться дома и вообще ничего не делать, никуда не ходить, ничем не интересоваться, не заниматься собой, и ежедневно, ежечасно бередить свои раны, они никогда не заживут. Чтобы боль потихоньку стихала, надо что-то делать, чем-то заниматься, найти себе применение. Хотя бы для того, чтобы была необходимость шевелиться, куда-то идти, функционировать, отвлекать мысли на что-то другое. Да, боль все равно будет напоминать о себе - это неизбежно. Но она, по кр. мере, не будет полностью и безраздельно владеть тобой, а это уже немало.

Но то, что Холли обладала вышеуказанными недостатками, вовсе не сделало книгу менее интересной. Напротив, наверное, лишь добавило ей жизненности и правдоподобности.

В книге очень хорошо прорисованы характеры персонажей, и линии их общения- последовательно, цельно, и ярко. С большим теплом, но без идеализации, и неизменным юмором описаны взаимоотношения в большой семье, где все такие разные, противоречивые, каждый со своими проблемами и радостями, интересами и достижениями, но все-таки они семья. Взбалмошную Киару я для себя так и не приняла, а вот линии отношений Холли с братьями мне очень понравились. Всегда игриво, остроумно и весело с Джеком, устало-отстраненно, потом яростно, а затем чутко и трогательно- с Ричардом. Снисходительно, перетекая в доверительно и уважительно- с Декланом. Так по-разному со всеми, но так жизненно и совсем по-настоящему…
Отношения с Джерри описаны тоже очень правдиво. Даже несмотря на сентиментальный оттенок этих описаний, возникающий за счет того, что они проходят как воспоминания, уже после трагических событий. Они искренние, теплые, веселые, трепетные, чуткие и нежные. Не без разногласий, но и разногласия эти списаны с реальной жизни- все абсолютно по-настоящему. Веришь каждому слову. Улыбаешься, умиляешься, грустишь, веселишься вместе с ними, умираешь от смеха над задорными шутками и подколами Джерри, и понимаешь, почему они так любили друг друга. Просто иначе быть не могло.

Учитывая фабулу сюжета, здесь, в основной сюжетной линии, очень легко можно было выйти за рамки меры и пересластить повествование. Но Ахерн удалось пройти по тонкой грани – и написать тепло, чувственно, красиво, и местами сентиментально, и в то же время не допустить слащавости и книжной надуманности, идеализации этих отношений. Здесь все искренне, и по-настоящему.

Итак, для тех, кто не осилил весь текст, выношу резюме из-под ката:)) Эта книга написана очень остроумно, живо, весело, ярко и насыщенно. Волнительно, трепетно, нежно, красиво. Чувственно, чутко, пытливо, наблюдательно. Трогательно, пронзительно. Психологически тонко. Местами неожиданно. Человечно. Искренне. Очень по-настоящему. Очень рекомендую!
Tags: книги, любимое
Subscribe

  • Новые туфли. Удачный шоппинг

    У меня изящная нога 35го размера, с низким подъемом и небольшим объемом, и найти для меня модельную обувь- это каждый раз целая эпопея, которая…

  • Новый железный друг- стационарный блендер GFGRIL

    Когда я занялась детоксом и стала практиковать зеленые завтраки, столкнулась с тем, что хорошо бы иметь стационарный блендер. У меня был погружной,…

  • Экко-шоппинг

    Устроила себе на этой неделе Экко-шоппинг. Очень удобно мне ходить в слипонах экковских, но все-таки они спортивные, и с классическими платьями,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments