danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Марсель Пруст "По направлению к Свану"

Начав читать первую книгу Марселя Пруста из серии "В поисках утраченного времени", - "По направлению к Свану", я с удовольствием окунулась в его художественный слог и чувственно-эмоциональную пылкость. Я упивалась его образностью, живописующим словом, из которого он методично и глубоко плел свою литературную паутину. Я поражалась тому, как тонко, и до мельчайших деталей точно он описывает психологические состояния, желания, душевные порывы, мысли, и ощущения своих героев, отдавая предпочтение не повествованию о действии, а передаче читателю чувственно-эмоционального портрета каждого момента. Ни одна мелочь не ускользнет от его внимания- порою кажется, что он смотрит в большую лупу, и видит сквозь нее мельчайшие детали не только внешней оболочки, но и самые глубины и изнанку личности. Мне кажется, такие книги обязательно нужно читать психологам- Пруст буквально препарирует личности своих героев, открывая публике самые заветные закоулки их сознания и обнажая разящее несоответствие оболочки, статуса, и внутреннего мира; желаемого и действительного; позы и душевного порыва; искренности и лицемерия.

Меня очаровывала легкость его слога, живая свежесть, и одновременная его красота, временами доходящая до изысканности. Поражало то, как много он может сказать, описывая, к примеру, благоухающий сад, розовый куст, или наряд какой-нибудь дамы, наполняя повествование все новыми и новыми, сочными образами, и ни разу не повторяясь. Читаешь его и получаешь литературное наслаждение, ибо слова его льются, как песня, и, несмотря на некоторую предсказуемость сюжета, никогда неизвестно, что, какой образ и художественный букет ждет тебя в следующем абзаце. В каждом предложении он верен своему стилю- самобытному, и в какой-то степени, наверное, совершенно неповторимому. Правда, учитывая то, что главные герои его ведут весьма монотонный образ жизни, и динамика сюжета отсутствует напрочь, в какой-то момент ловишь себя на том, что начинаешь уставать - зарождается ощущение, что ходишь по кругу.

Тем не менее, нельзя сказать, что Пруст ставит форму выше содержания,- нет, отнюдь. Но главная составляющая и цель его содержания- суть чувства, его глубинные черты, развитие и порывы, бесконтрольные его стрелы, изрезающие сознание и разум человека, и заставляющие его менять привычный взгляд на вещи. Он заставляет читателя не представить, а всем нутром своим прочувствовать то, что переживает герой. Например, то, что раздирает изнутри охваченного страстью и ревностью человека. Показывает, как, через какие замочки, крючочки, скважинки проникает невидимыми нитями чувство в подсознание даже самого самоуверенного человека, прожженого циника и нигилиста, как бросает там свои острые якоря и разрастается в одержимость. Как, из каких тлеющих искорок разгорается пламя страсти, оглупляющее человека, подчиняющее себе, порабощающее и низвергающее его с пьедестала собственной судьбы. Как, из каких дуновений вырастает неистовый смерч ревности, сметающий, не глядя, все логические конструкции разума и социальные рамки, как опустошает он душу, и выжигает образовывающуюся пустыню едким черным дымом, заставляя задыхаться и метаться в поисках выхода из этого дьявольского лабиринта, в поисках самого себя, кажется, уничтоженного и потерянного в бесконечности мироздания. И как бы ни было утомительно порою блуждание по туманным лабиринтам сознания героев, их мыслей, чувств, порывов и желаний, преодолев очередной этап, понимаешь, что только благодаря этой прустовской пристальности и дотошности, изнуряющей читателя подробностями хаоса и смятения, ты, читатель, проник в суть чувства. Заглянул во все его закоулки, порезался об его острые рваные края, прожил с героем всю эволюцию чувственно-эмоционального вертепа, выросшего в его душе. Пруст литератор, и не апеллирует к научным методам анализа, оперируя исключительно художественным инструментарием, но его книга, пожалуй, даст фору многим научным исследованиям, формально отличаясь от них лишь тем, что выводы писатель не формулирует, он лишь подводит к ним, и предоставляет сделать их читателю самому.

Таким образом, Марсель Пруст - не тот писатель, чьи книги можно читать по диагонали в суете общественного транспорта. Он требует внимания и безраздельного владения вами, когда вы решились прикоснуться к его произведениям. Он порадует вас слогом и прекрасным литературным стилем, и уведет вас в запутанные лабиринты нестройного человеческого сознания, охваченного пожарищем эмоций и чувств. Но будьте осторожны- если вы не готовы спускаться в этот глубокий лабиринт, если у вас клаустрофобия от психологических исследований закоулков человеческой личности, быть может, вам стоит остановиться, и не идти с ним в этот лабиринт.
Tags: книги
Subscribe

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Ребекка

    Посмотрела новую экранизацию романа Дафны Дюморье Ребекка, вошедшего в историю оскароносным фильмом Хичкока, снятым в 1940г. На Кинопоиске многие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments