danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Доктор Живаго

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго" я прочла еще учась в школе. Как сейчас помню- подружка, большая поклонница Ахматовой, Солженицына и Пастернака дала мне эту книгу- толстую, в мягкой обложке, почитать. Я "проглотила" ее за 3 дня. Читала запоем, увлеченно, погрузившись полностью в чудовищные события, описываемые в книге- словно плавала где-то на глубине, и происходящее там, наверху, в обычной жизни доносилось до меня лишь далеким гулким эхом. Перелистнув последнюю страницу, я вынырнула. Перевернутая, перелопаченная эмоционально, потрясенная и раздавленная, но жадно вдыхающая свежий воздух реальности. Потому что как бы ни была она тревожна и суетна, она была несравнимо лучше того, о чем я только что прочитала. И когда меня подруга спросила "ну, как?", я ответила, что мне понравилось, что это сильнейшее и в психологическом, и в драматическом, и в литературном отношении произведение, оставившее во мне оч. яркое впечатление... но я вряд ли когда-нибудь буду его перечитывать. Потому что это очень тяжелый роман- эмоционально и психологически тяжелый, трагический. От него не хочется отмыться, его не хочется забыть, убежать, укрыться. Он должен отболеть внутри, успокоиться и затянуться естественным образом, но не исчезнет совсем- останется рытвинкой оспины на душе. Наверное, потому, что это то, от чего не убежишь- это наша история, рассказанная не в школьном учебнике, а прожитая одной горькой жизнью. Об этом нельзя забывать, потому что иначе оно повторится...

Многосерийный фильм Доктор Живаго с Олегом Меньшиковым и Чулпан Хаматовой в гл.ролях я ждала задолго до его выхода в свет. Но дождавшись, не смогла его смотреть. Канал НТВ, транслировавший его, замучил частой затяжной, казалось, бесконечной рекламой во время показа, сбивавшей весь настрой, да и плюс само повествование было снято качественно, но уж как-то слишком тоскливо. И я бросила просмотр.

Но не так давно слышала оч. восторженный отзыв об этом фильме, и настойчивую рекомендацию его посмотреть. Я скачала. Начала смотреть еще в ноябре- посмотрела 2 серии. Без рекламы оно пошло существенно лучше, бесспорно. Но все равно как-то казалось наивным, поверхностным, не цельным. И я снова бросила. Не окончательно, но досмотреть собралась только сейчас, причем почти волевым усилием. И, знаете, втянулась. Серии с 3й или с 4й, не помню, -ну, наверное, с ухода Юрия на фронт, фильм уже смотрится с большим интересом и уже цепляет- и событийно, и режиссерскими зарисовками, и прорисовкой архетипов, характеров, и очень точной эмоциональной передачей атмосферы. Да, фильм атмосферный, и иногда от этой реалистичности, царапающей загривок, становится почти страшно. Ролевые игры- ситуация, действующие лица, роли которых вдруг перемешиваются. Каждый пытается и соответствовать новым условиям, и быть собой одновременно... и настает хаос. Пугающе точно и натурально показаны характеры, диалоги, психологическая ломка тех, кто теряет все, чья попытка сохранить человечность выглядит нелепостью, и в то же время обнажает их неприспособленность к жизни. Очень много чего там показано чудовищно точно. Всем нутром, в каждом кадре ощущается главная, наверное, мысль этого романа- все относительно. На примере жизни героев романа, и мельницы истории, перемоловшей их судьбы, очень хорошо видно, насколько все относительно- добро и зло, благородство и низость, жестокость и милосердие, угнетенный и угнетатель, слуга и барин, геройство и преступление, оборона и террор... Нет ни правых, ни виноватых, нет чистеньких, оставшихся в стороне - мы все соучастники одного преступления...

Игра актерская великолепна - Владимир Ильин, Олег Янковский, молчаливый, сильный харАктерный образ, созданный Виктором Степановым, своенравная, резкая, но чувственная, порывистая Лара от Чулпан Хаматовой... ну и, конечно, Меньшиков, с его многострадальным, непростым, в чем-то слабохарактерным, интеллигентом Юрием Живаго. Всем им веришь- абсолютно, безоговорочно. Это очень сильная, пронзительная картина. И единственный, пожалуй, ее недостаток- в том, что она снята не по роману, а по мотивам романа, и некоторые линии непонятно зачем изменены. Все-таки нужно было оставаться верным оригинальному тексту и содержанию, я считаю. Тогда это был бы такой же шедевр, как "Собачье сердце". Ну, а так - это фильм для тех, кто способен понять. Историю, роман, и художественный язык, с помощью которого кинематограф оживил их перед нашими глазами.

А самое страшное в этом фильме, погружающем снова в атмосферу того самого, уже отболевшего где-то внутри во время прочтения романа,- то, что слишком многое в том, что показано, напоминает наш сегодняшний день. Конечно, все видоизменилось, и нет такой разрухи, нет войны, и голода, к счастью, нет. Но есть что-то другое- в головах, в поведении. Очень много перекликается и узнается, -лишь антураж другой и проблематика, но типологические поведенческие линии- все те же. Были, есть и будут.

Когда Юрий, вернувшись с войны в голодную Москву, не узнает ничего вокруг, в том числе своих родственников, ставших будто бы совершенно иными людьми- с другими привычками, с другими интересами, ценностями, и проблемами, и недоумевает, говоря, что ему кажется, что все сошли с ума... знаете, в этой серии я в его состояниях периодически узнавала отражения своих собственных мыслей, возникающих у меня сегодня. Удивление вдруг хлынувшей откуда-то волне наглости и безответственности, понавылезавших, как паразитирующие грибы, непонятно откуда идиотов, множащихся, кажется, в геометрической прогрессии... Когда стоишь посреди всего этого вертепа и уже не понимаешь, ни что делать дальше, ни почему все это вокруг происходит. Быть на гребне волны возможно только одним путем- влиться в эту волну, стать такой же. Но внутренне ты не можешь себе это позволить - легче примириться с несовершенством мира, чем с ненавистью к самому себе. Или ты ломаешься и плывешь дальше, или волна выбрасывает тебя на скалы... Се ля ви...

Да, к сожалению, мы слишком плохо помним свою историю, чтобы не повторять ее ошибок. Вот от этого как-то особенно грустно.

Этот фильм, так же, как и сам роман, затрагивает огромное количество проблем, всколыхивает очень острые эмоции и заставляет о многом задуматься. Он не стал гламурной голливудской конфеткой, а получился настоящим и жизненным, и то, что он имеет большой душевный и чувственно-эмоциональный резонанс, говорит о том, что он получился. Все было не зря. И за это создателям этого фильма большое спасибо.
Сумбурно как-то получилось. Но писать детально слишком долго и ни к чему. А кратко.. ну, надеюсь, мне хоть немного удалось донести то, что я действительно хотела сказать:)
Tags: кино, книги
Subscribe

  • Вера Панова - роман "Кружилиха" и повесть "Евдокия"

    Прочитав еще 2 произведения Веры Пановой, - роман "Кружилиха", и повесть "Евдокия",- которые вместе со "Спутниками" сходили в первый том ее собрания…

  • Вера Панова "Спутники"

    Бабушка порекомендовала почитать Веру Панову- писателя ее молодости, автора книг про военное и послевоенное время, драматурга. Я, честно говоря,…

  • Ирвинг Стоун "Муки и радости"

    Я не любитель биографий. Еще кино посмотреть могу, но читать биографию- нет, есть какое-то внутреннее предубеждение относительно достоверности, да…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment