danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

  • Music:

Концерт

В фильме Концерт, снятом поистине интернациональной командой, сплелось все- и комплекс обиженного на жизнь еврея (видать, режиссера в его Румынии обидел кто-то сильно), и Брежнев, и Большой театр, и показушные демонстрации КПРФ, и незавидные судьбы музыкантов, перемолотых жерлом перестройки, и своеобразный взгляд европейцев на русских- устаревший и гротескный, их же нелепейшая примитивизация и искажение нашей истории, и светлая вера и глубокая любовь к музыке, трогательные мечты, авантюрность, смекалка, наивность и чистейшая простота души, горящие глаза, душещипательная история одной тайны, сковывающий страх и фанфарический успех. И все это, вся эта ядерная смесь уравновешивается и сливается воедино благодаря прекрасной музыке Чайковского, благоговением перед которой и объединены все участники этого вертепа. Этот фильм вызывает огромное количество эмоций- разных, диаметрально противоположных, и совершенно несовместимых, но вызывает их все разом, вместе. Любовь и ненависть, гордость и стыд, ощущение полета и падения, "верю" и "не верю", идиотический гротеск и тончайшая гармония, красота и уродство, лживость и правдолюбие, - все это предстает перед зрителем одновременно, во флаконах "2 в одном". Необычные ощущения:)

Сценарий фильма написан европейцами, и это очень чувствуется, потому что художественные экскурсы в историю СССР показаны примерно с той же степенью истинности, как "историческая правда" в "Бесславных ублюдках" Тарантино. Т.е. бред полный. В то же время, глядя на это, понимаешь, что думают в мире о русских, что они понимают под загадочным термином "русская душа" и что для них есть Россия. К сожалению, Россия и все самые темные стороны истории СССР для них едины и до сих пор актуальны. Плюс дофантазируется на этой платформе еще куча всего, и вот вам, вуаля, современная Россия в глазах европейцев. И все бы ничего, если бы это самое нафантазированное не легло в основание самой душевной и трогательной линии повествования. История о том, как в 1980г солистку Большого театра вместе с мужем сослали в Сибирь (это выражение для них, видимо, как нарицательное, и означает самое худшее, что может случиться с человеком. Хорошо, что они про Колыму не слышали:)), только за то, что они евреи. А перед тем, как их забрали, несчастная пара отдала свою полугодовалую дочку француженке, чтобы та спасла ее от смерти. И вот показывают снег, скрипачку эту на чемодане в тулупе, не натуральный концлагерь, картинки 40х, и голос за кадром трагическим голосом сообщает, что она умерла от голода и ее муж через полгода от горя от ее потери тоже умер. Напомню, что это не про 30е, не про 40е, и даже не 50е годы фильм, а рассказываются события 1980 года. И это демонстрирует то, что в их представлении значил СССР- жестокие репрессии и одновременно высочайший уровень развития искусств, в частности, мастерства музыкантов. С представлениями о современной России они опоздали лет эдак на 20, потому что все то, что они показывают, в той или иной степени, конечно, имело место, но в начале 90х, но никак не сейчас. Сейчас это выглядит таким же бредом, как и репрессии 80го года. Русские в Париже показаны дикарями, причем в очень гротескном варианте, и от этого становится очень грустно. Но при этом так же утрированно показано восхищение французов мастерством этих же самых диких людей, их мастерством музыкантов, их божественным чувством музыки, как будто бы эта искушенная публика не слышала ничего более прекрасного. В этом месте, хоть и ощущаешь некоторое сомнение по поводу правдоподобности сего, тем не менее, ловишь себя на некотором чувстве патриотической гордости. Впрочем, одинаковая утрированность крайностей характеризует еще одну из черт этого фильма- несмотря на эклектичное сочетание всего несовместимого, в нем слишком мало полутонов, черное и белое разделены четкой границей, и доведены каждый почти до предела своей насыщенности. Это сделано для усиления эмоциональной яркости, неожиданности, остроты повествования, но в жизни так не бывает, конечно. Равно как и того, чтобы после 30-летнего перерыва оркестр собрался и без репетиций сыграл целый концерт, взорвав избалованную маститыми мировыми оркестрами публику.
Но как бы гротескно нелепо и глупо ни были представлены мы с вами в этом кино, оно дает возможность увидеть в искреннем первоисточнике то, что как нас видят европейцы, и не удивляться, будучи за границей, очень многим вещам и реакциям местного населения. Также это кино дает серьезный повод задуматься власть имущим о том, что нужно работать над изменением имиджа страны в глазах мировой общественности. С тем, что медведи у нас по улицам все-таки не бегают, они уже смирились, но остается еще очень много над чем нужно поработать.

Чем очень силен этот фильм, так это актерской игрой. Алексей Гуськов- великолепен, Дмитрий Назаров как всегда на высоте, Валерий Баринов харизматичен и очень убедителен, француженка Мелани Лоран очень органична в своем изяществе и чувственности, и наблюдать за их игрой большое удовольствие. И сколь бы ни был неправдоподобен сюжет, им, их игре- верилось всегда, их игра- прекрасна, и ее стоит рассматривать как отдельную от фильма субстанцию, стоящую где-то над ним, на уровень выше, и вот за это мне было бесконечно радостно. Они смогли не сыграть, а искренне прожить любовь к музыке, и заставить зрителя прочувствовать эту чудесную музыку, эту гармонию внутри себя, за что им большое человеческое спасибо.
Этот фильм противоречив, сумбурен, местами глуп, местами тонок и прекрасен, силен игрой, частенько слабоват сюжетом, он вызывает и стыд, и раздражение, и гордость, и искренний, добрый смех. Он гротескно эклектичен, но он яркий и веселый, что не даст зрителю заскучать ни на минуту. Но главная его заслуга в том, что несмотря на то, что в нем нет ни слова социальной пропаганды и даже намека на нее, после него неудержимо хочется послушать Чайковского, продолжить пребывание в этой музыкальной гармонии:) Собственно, я это и делаю. Концерт №1 для фортепиано с оркестром - очень рекомендую:)

Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments