danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

  • Music:

Легенда о пианисте/The legend of 1900

Обнаружив некоторую разницу между своим видением и ощущением рассказа Алессандро Баррико "Новеченто" и тем, как его раскрыл и приподнес зрителю Олег Меньшиков в своем спектакле "1900-й", я решила посмотреть еще и фильм, снятый по этой истории. Для полноты впечатления. Отзывы о нем были очень хорошие, и мне было интересно, как, имея богатый кинематографический инструментарий, можно показать эту пасторально-грустную, философично- глубокую историю.
Фильм оказался хорошим. Он нетороплив, немного сентиментален, и доносит до зрителя ту грусть, которой пропитана пьеса. Его мощнейшее достоинство в том, что он позволяет зрителю не просто представлять, а слышать своими ушами ту чудесную фортепианную музыку, которую исполнял главный герой. Эта музыка создает настроение, расставляет акценты, обостряет чувства и заставляет читать между строк. Музыка поистине прекрасна- разнообразна, но и в лирической тональности, и в горячем мажоре чарующе благозвучна, и исполняется мастерски, виртуозно. Я не слишком люблю церемонные филармонические концерты, но если бы у меня была возможность пойти на концерт того пианиста, который сыграл для фильма все эти композиции, и он выступал с этим репертуаром, я бы посетила это выступление с превеликим удовольствием. Отдельное спасибо Энио Морриконе за то, что он не только сплел музыкальное полотно фильма из своих произведений, но и дал новое дыхание нескольким музыкальным композициям виртуоза горячего джаза Фердинанда Джели Ролла Мортона, жившего и творившего в начале 20 века. Эти композиции ожили в новом звучании, и звучат восхитительно. В саундтреке, кот. мне удалось раздобыть, есть, к сожалению, только одна из Мортоновских мелодий, использованных в фильме, но, к радости моей, именно та, которая понравилась мне больше всех- The Crave. Слушаю ее второй день по кругу:)
Что касается повествования, то я поняла, что этот фильм нужно смотреть обособленно, чтобы его не с чем было сравнивать, тогда он попадет в точку. Нужно выстраивать впечатление понарастающе- сначала посмотреть фильм, чтобы увидеть картинку и услышать музыку, потом прочесть пьесу, и впитать изысканность слога, философскую глубину и изящество, особый дух этой истории, и затем посмотреть спектакль, зарядиться его энергетикой и насладиться выразительностью интонаций, текста, голоса, и пережить в нем, на его натянутом нерве, потрясающий своей глубиной и эмоциональным накалом финал. Можно чтение пьесы и просмотр спектакля поменять в этой цепочке местами, но не стоит фильм ставить на последнюю ступень этой лестницы, как это получилось у меня. Потому что остальные две ступени энергетически сильней и глубже, а читать книгу от финала к началу мало кому интересно. "Легенда о пианисте"- очень хороший фильм. Просто лучшее- враг хорошего. Я слушала голос рассказчика за кадром, и речь его казалась несколько пресной, мне не хватало меньшиковской выразительности, которую мы слышали в спектакле. Я слушала философские зарисовки киношного Новеченто, и видела в них все логические пробелы, превращающие его из философа просто в чудака, а его теорию- в вереницу псевдоумных рваных фраз, вырванных из контекста. Я ждала некоторые чувственно и символически тонкие, важные сцены, и не находила их. К примеру, последний перед тем, как Макс покинул корабль концерт, когда он играл соло, и Новеченто вторил ему, и их два инструмента играли на одной волне, прекрасную музыку, разрывающую душу, и Макс играл.. и плакал... В кино пропустили эту сцену, просто констатировав, что Макс покинул корабль. Я смотрела на всех новых вспомогательных персонажей, добавленных в кино- старика из музыкального магазина, прораба в порту, девушку на корабле- и все они казались мне совершенно лишними, потому что они рассеивали внимание, отвлекали от главного, от сути. А когда я увидела, кому отдали роль трубача Макса (переписав под него текст, потому что по пьесе Макс взошел на корабль в 17лет), вообще стало как-то не по себе, потому что физическая ущербность рассказчика, поставленная во главу и без того невеселого повествования, воспринимается как банальное желание искусственно надавить на жалость. Толстый, неуклюжий, ножки кривенькие, глазенки в разные стороны смотрят, содрогаются в жутчайшем астигматизме- без слез не взглянешь, одним словом. И при том чистейшей души человек, искренний, мягкий, непосредственный, добрый. Он, бесспорно, по-человечески вызывает симпатию, но и неизбежную жалость- это, мне кажется, грубый режиссерский прием, цель которого сразу видна. Но главная беда его в том, что он, нагнетая излишний драматизм, не получающий к тому же логического развития, снова отвлекает от сути, от основной истории. Ну и, наконец, Новеченто. Тим Рот сыграл хорошо, но его герой не философ с сильным внутренним стержнем, позволявшим ему существовать, творить, восхищать, и в конце концов принять роковое волевое решение. Герой Рота- странный, чудак, такой же противоречивый и сумбурный, как и те обрывки суждений, которые сценарист выдает за целостную теорию. Есть в его игре сильные моменты, когда каждое движение, каждый взгляд попадают в цель, затрагивают нужные струны, доносят до зрителя истину. А есть странные, как его периодические выпадения из реальности, не побоюсь этого слова, придурковатые улыбочки, зачастую совершенно неуместные, а главное- свои философские суждения, столпы повествования, даже в финале он говорит сумбурно, суетливо, не расставляя акценты,- он создал драматичное настроение, атмосферу, трогающую зрителя, но суть его теории, мне кажется, в этом сумбуре не достигает цели, теряется. А ведь именно в ней и есть убийственная энергетическая и смысловая сила финала. Новеченто в пьесе и в спектакле, раскладывающий свою вызывающую ком в горле теорию перед Максом, отказывается от жизни на суше по твердому убеждению, потому что он знает, что там, на суше, его не ждет уже ничего нового, все, что мог, он уже прожил здесь. "Одна ступень, вторая, третья..." Какой же сильный этот монолог! Герой Рота- остается на корабле из-за страха перед неизвестностью, ожидающей его на суше. Страх. Это совсем разные позиции, разные характеры, разные харизмы, разные судьбы, разное видение одного и того же. Мне книжный Новеченто, с его цельностью, пронзительной глубиной, и стальным стержнем внутри показался гораздо ближе, чем образ, созданный Тимом Ротом. Вполне вероятно, что потому, что я прочувствовала его первым, но факт остается фактом.
В то же время в фильме были свои интересные находки. Например, рассказ Новеченто Максу о том, как он сочиняет музыку, когда он выхватывал из зала обычных, ничего не подозревающих гостей, метко обрисовывал их эмоциональное состояние и психологический портрет, и тут же играл музыку, отражающую портреты этих людей. Очень здорово это было обыграно, тонко и красиво. Сцена с очаровательным маленьким Новеченто, лет пяти, где Дэни Будман учит его читать,- очень искренняя, теплая, добрая и бесконечно трогательная, просто чудесная.
Я не могла переварить все это с первого раза, и сложить в целостную картину впечатления. Что-то не складывалось - слишком много всплывало "нет" по деталям, в то время как общее ощущение после просмотра было хорошее, и, что важно, созвучное тональности пьесы. Мне не давало покоя это противоречие. Я перечитала основные смутившие меня в фильме сцены в пьесе, и включила фильм заново. Не целиком, но все самые яркие и смыслообразующие сцены я пересмотрела, уже отбросив все сравнения и воспоминания, просто смотрела и слушала прекрасную музыку, и снова почувствовала то самое, барриковское настроение. И когда пошли финальные титры, я поняла, что фильм все-таки очень хороший. В чем-то спорный, противоречивый, с оригинальной авторской трактовкой образа главного героя, но все-таки хороший. С чувством и настроением. Просто.. лучшее- врег хорошего:)
Tags: впечатления, кино
Subscribe

  • Листопад или мгновение чуда

    Вчера было снова солнечно🌞. И пока есть возможность, я снова пошла гулять- на этот раз отправилась к истокам города, в Петропавловскую крепость,…

  • Встреча с бывшей коллегой

    Вчера провела позитивнейший вечер с бывшей коллегой. Мы несколько лет работали в связке, она была моим замом. И хотя по интересам и образу жизни мы…

  • Йога-нидра

    Была сегодня на необычном мероприятии - йога-нидра. Честно говоря, я понятия не имела, что это такое. Как было указано в описании, это практика…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments