danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Игроки. Спектакль О.Меньшикова

Впечатлившись на днях увиденным по телевизору спектаклем О.Меньшикова "Горе от ума", решила я посмотреть его второй спектакль, кот. имеется в телеверсии- "Игроки"- спектакль, поставленный по одноименному произведению Гоголя. Скажу сразу, что тема азартных игр, столь популярная в литературе, мне совсем не близка. Я совсем не азартный человек, а точнее, наверное, просто не рисковый. Рациональность это, осторожность, или просто трусость- не знаю, да и не суть это важно, итог один- мне все эти игровые страсти непонятны и не близки, и даже в какой-то степени неприятны, до отторжения. Но спектакль я все-таки посмотрела. Интересно же:) И не пожалела, ибо спектакль изумительный.

Блестящая постановка, очень сильный актерский состав- сыграно легко, вдохновенно, азартно, упоенно, тонко, точно, сильно, выразительно, ярко и метко. Спектакль очень цельный- несмотря на различную динамику действия в течение спектакля, в нем нет эмоциональных или энергетических провалов, он проходит на одном дыхании, от начала и до конца. Я бы даже сказала, что на одном нерве, натянутом до предела. Начинаясь психологически тонко, и завершаясь пронзительно глубоко, в основной своей части спектакль представляет собой какую-то невообразимую феерию.

Спектакль-вихрь, спектакль-порыв, эмоциональный феерверк, торжество актерского мастерства. Филигранно точно прорисован каждый характер, во всех его мельчайших деталях и полутонах, и сыграно это настолько органично и мастерски, что не видно игры,- ни нарочито театрально произнесенных, заученных фраз, ни постановочных интонаций, движений- все абсолютно по-настоящему. Яркие, неординарные, самобытные характеры, сильные натуры, резонирующие друг с другом и неразрывные в своем единстве одновременно. Адская, ядерная смесь, вулкан. Они показали этот вулкан, ох показали.. извержение Везувия, не меньше,- эмоциональный накал близкий к точке кипения, огонь в глазах, как раскаленная лава. И все это- без малейшего переигрывания,- сыграно легко, проворно, ловко, ярко.. виртуозно!

Единственный, кто несколько не дотягивал общего уровня мастерства, это молодой Никита Татаренков- на фоне виртуозной органичности мэтров его почти по-школярски явная старательность невыгодно выделялась- было видно, что он играет, и как он это делает- сумбурно, нарочито и предсказуемо.

И напротив, очень приятно поразил меня его ровесник, неизвестный мне дотоле актер Александр Усов, прекрасно сыгравший роль Ихарева- выразительно, тонко, искренне и глубоко. Обе части его финального монолога- и до разоблачения обмана, и после,- сыграны великолепно. Пронзительно, впечатляюще, убедительно, и слова его не просто произносятся, они слышатся зрителем, не по факту, а по сути,- это, наверное, главный показатель успеха актера. В свое время на подмостках лондонского театра сам Меньшиков играл роль Ихарева, и я очень хорошо представляю, как он мог это сыграть. Приятно было видеть, что Усов тоже смог. И не просто сыграть и сказать, а быть понятым и услышанным.

Сыгравший Швохнева Алексей Горбунов- очень сильный, харизматичный актер, на сцене он играет роль своеобразного противовеса горящему, пылкому Утешительному, блестяще сыгранному Меньшиковым. Горбунов играет ярко, выразительно, убедительно, немного лукаво. Его герой рационален и осторожен, насколько это возможно в его изначально очень рисковой профессии, он ведом, но стальной стержень его характера несгибаем. Ну, по крайней мере, в той ситуации, которая предстает перед зрителем на сцене. Горбунов ненавязчиво, между делом, тонко, но очень отчетливо пририсовывает психологический портрет своего персонажа, во всех его неоднозначных деталях, - без черного и белого, -богатой палитрой полутонов, избегая крайностей,- в той внешней простоте, что если приглядеться, оказывается извилиста и необъяснимо сложна. Сильно, ярко, харизматично,- отличная работа.

Сухорукова я, признаться, серьезно воспринимать не могу, но Меньшиков нашел для него образ, в котором он предельно органичен и играет всеми красками своего неординарного дарования. Курьезно, может быть, даже чуточку гротескно, но очень искренне и непосредственно. Игры не видно, не обращаешь внимания на то, как это сделано, видишь и ощущаешь только суть, - для меня это показатель того, что роль удалась, что актер достойно вписался в образ и донес его до зрителя. Пожалуй, другого Глоба уже и сложно представить, точное попадание в образ.

Ну, и на сладкое- конечно же, Меньшиков. Его Утешительный пылок и изобретателен, творец в своем роде, гений своего ремесла, знаток человеческой натуры, тонкий психолог и ловкач, главный движущий механизм всей этой машины. Он игрок, но не только в карты, он игрок в широком смысле, игрок по жизни- обаятельный, азартный, безудержный, рисковый, хитрый. Для него нет ничего невозможного - чем сложнее цель, тем больше азарт, тем выше ставки, но тем и интереснее процесс, и радостнее результат.

Меньшиков не играет, он перевоплощается в своего героя. И в его лучезарности, искрометной легкости и обаянии, быть может, можно узнать незабвенного Костика из "Покровских ворот", но светлый, открытый, бесконечно любимый Костик мгновенно растворяется, как мираж, стоит только уловить взгляд Утешительного - горячий, цепкий, проницательный,- шутливый с виду, но словно прожигающий тебя насквозь.

О, нет, Утешительный- отнюдь не Костик. Он пылок и обаятелен, он феерично эмоционален и притягательно бесшабашен, он изобретателен и оригинален, он даже с виду открыт и простодушен, но в этом и есть его главная опасность- ему невозможно не поверить, если он на твоей стороне. Это творец, виртуоз, гений- именно таким его показывает зрителю Меньшиков. Он и есть главный двигатель этого спектакля- дурачась и шутя, он легко и непринужденно разжигает неистовый пламень, в котором, пылая, и протекает основное действие спектакля. Он и есть тот вихрь, феерверк, который задает тон спектаклю, превращает его в феерию, от которой невозможно оторвать глаз, которая эмоционально затягивает зрителя, и держит зрителя на привязи, как на строгом коротком поводке, до самого финала.

Игра ли это? Не знаю. Какое-то непостижимое, неуловимое мастерство, завораживающее, околдовывающее, удивляющее и обескураживающее. Он в роли Утешительного искрометен, лучезарен, азартен, горяч, легок (почти летяще), непреодолимо обаятелен, выразителен, проворен, ловок, ироничен, остроумен, изобретательно многообразен, стремителен, ярок и виртуозен. Потрясающий, впечатляющий, великолепный, сражающий наповал.

"Игроки"- это мастерская работа Меньшикова и как постановщика, и как актера, всю гамму впечатлений от которой можно выразить только одним из всех ёмких слов- БРАВО.
Tags: впечатления, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments