danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:
  • Music:

Олимпия. Ч.2. Прикосновение к вечности

Древняя Олимпия много веков пролежала под толстым слоем земли, обрушившимся на нее во время землетрясений середины 6 века н.э., подмытым и утрамбованным разливами реки Алфей. Учитывая печальную судьбу многих других памятников Древней Греции, сильно пострадавших во время многочисленных войн и пережитых за долгую историю интервенций, может быть, Олимпии и повезло, что она была погребена под землей, ибо таким образом она, по крайней мере, не была окончательно разграблена, варварски разрушена и утилизирована на других стройках (во времена византийского и турецкого ига многие древние реликвии были разрушены и камень использовался в утилитарных целях). Тем не менее, она была разрушена, -что-то намеренно, как Храм Зевса византийцами, еще до разгула стихии, остальное- природными катаклизмами, почти до основания, и мы видим сегодня только руины. Но, несмотря на это, там какая-то совершенно необыкновенная, неописуемая атмосфера. Дух величественной старины, им пропитано все- каждый камень, каждая сопка, фундаменты, колонны. У нас был очень хороший экскурсовод, нам показывали картинки- инсталляции того, как все это выглядело тогда, 2.5 тысячи лет назад, и потом, когда мы гуляли по комплексу сами, я смотрела на руины, но перед глазами, словно голограммы, вырастали колонны, портики, стены, и перехватывало дыхание от величия и великолепия того, что я видела. Нет, никаких странных грибов мы с утра не ели, не думайте:) Просто как-то я очень прониклась духом этого места, оно влюбило меня в себя с первого взгляда, с первого вдоха.

Поскольку Древнюю Олимпию археологи откапывали из-под земли, из глубины веков, весь археологический комплекс раскинулся в низине, метра на 2-2.5 ниже ворот, и для начала можно окинуть масштабы древности с высоты, в перспективе. Главная дорожка пролегает по границе, отделявшей некогда священные территории Олимпии от бытовых. Первым строением в священной зоне был храм жрецов Пританион. Именно в нем, на алтаре богини домашнего очага Гестии, зажигался и тщательно хранился олимпийский огонь- в древние времена его зажигали не только к играм, он был как наш вечный огонь, и отношение к нему было соответственное. В день открытия олимпийских соревнований на нем производились жертвоприношения. Но, в то же время, как нам рассказали, если где-то в окружных деревнях теряли огонь, можно было прийти к олимпийскому огню, и зажечь от него свой факел.
К «бытовым» строениям относился, в частности, Гимназий и Палестра, соединенные в единый комплекс. Из экскурсии мы с мужем оба запомнили этот комплекс как Гераклион, но в купленной там книжке написано иначе:)-для удобства я воспользуюсь названием из экскурсии,- в любом случае, место, где жили и тренировались спортсмены. Как видно даже сейчас, отличительной чертой Гераклиона являлась длинная колоннада, почти 70 метровая по длинной стороне. Это было масштабное строение в форме буквы П, внешней длинной стороной примыкало к центральной дорожке, а во внутреннем дворике (длиной 40м), окруженном арками, проходили тренировки, в частности, борцов. В этом комплексе находилось все необходимое для нужд атлетов. Поскольку Олимпийские игры проводились летом, в 40-градусную жару, а спортсмены и соревновались, и тренировались совершенно голыми, для того, чтобы во время тренировок не обгореть и не получить удар, они обмазывались специальной смесью из оливкового масла, смолы и каких-то трав. Для помывки у них были купальни в виде глубоких ванн с отводными трубами. Судя по всему, ванны общего пользования:) А для хранения оливкового масла отводилась специальная комната, во как.
Следуя по главной дорожке, после Пританиона следующим по курсу видим ионические колонны Филиппиона. Это символическое сооружение приказал построить царь Филипп Македонский, дабы поблагодарить Зевса, и одновременно увековечить свою победу при Хевроне. Филипп не дожил до завершения строительства, и заканчивал его уже его сын Александр, но имя свое это гордое сооружение получило все-таки в честь первоначального посвятителя. Священная часть Олимпии от учебно-тренировочно-бытовой была отделена не символически, а стеной, и около Филиппиона как раз располагался вход в святая святых. Олимпия в своем расцвете просуществовала несколько веков, а потому, конечно, развивалась, и тот ее архитектурный состав, кот. мы видим сегодня, представляет ее конечный вариант. А поначалу не было храма Зевса, и главным сооружением святилища был Храм Геры. Когда мы спросили, почему именно Геры, нам ответили, что изначально в Др.Греции был матриархат.
Так это или нет, не знаю, но то, что первоначально, в архаическую эпоху, в Олимпии все культовые реликвии были посвящены богиням женщинам, это археологический факт. Так выглядит то, что осталось от Храма Геры (Герейона), от входа в святилище, от Филиппиона. Изначально храм был построен из дерева. Многочисленные колонны были составлены из широких, массивных дисков, и со временем, по мере того, как дерево приходило в негодность, деревянные диски сменялись каменными, причем не всегда той же формы- этим объясняется неоднородность формы колонн этого храма, дошедшая до наших дней. От верхней части храма, карниза и крыши, не осталось каменных фрагментов, поэтому предполагается, что эти части так до конца и оставались деревянными.


А вот так- с торца. Если кто смотрел когда-нибудь торжественный ритуал зажжения Олимпийского огня, наверное, вспомнит этот вид. Сейчас это делают именно здесь, на фоне колонн Храма Геры, в месте, на котором в свое время стояла воинственная фигура быка. Справа от этого места когда-то располагался Нимфеон,- роскошный фонтанный комплекс, построенный одним из богатейших греков того времени, для увековечивания его молодой любимой жены, безвременно почившей. Изваяние быка перед фонтаном содержало надпись о том, что дарительница фонтана Регилла (та самая умершая жена), жрица Деметры. Фигура того быка, кстати, отлично сохранилась, и находится в Новом музее Олимпии. А пьедестал того быка сегодня используется для показательного зажжения олимпийского огня (на фото самый ближний план). Скромненькое такое, неприметное местечко, теряющееся на фоне величественных колонн Храма Геры и расположенных неподалеку массивных развалин Храма Зевса. Но именно это место имеет такое символическое значение в нашей современности, как оказалось.
Позже, когда матриархат окончательно сменился патриархатом, было решено построить Храм Зевса. По легенде, в 5в до н.э. греки решили, что хватит Зевсу наблюдать за славными олимпийскими играми с Олимпа, надо его в Олимпию пригласить, и начали строительство самого большого на Пелопонесе Храма Зевса.
В лучшие свои времена этот храм выглядел так. Кстати, распространенное заблуждение, что античная архитектура оперировала только камнем, оставаясь в естественном цвете. На самом деле, все античные строения были яркими, разноцветными,- включая знаменитый афинский Парфенон,- просто до наших дней эти краски не дожили. На данной инсталляции показано то, каким примерно, по представлениям историков, был Храм Зевса. Выполнен он был из мрамора, высота колонн его была 10.5м, дверей- 10м, высота от пола до потолка- 20м, и со всех сторон он был украшен скульптурными композициями и ансамблями. В античные времена, тем более, в таком культовом месте, не могло быть случайных скульптур, а потому фронтоны, портики, и проч. архитектурные части храма можно было изучать, как книгу. Учитывая то, что грамотных людей было мало, скульптура была тем языком, который был молчалив, но красноречив и понятен всем одновременно. Данная инсталляция не учитывает одной важной скульптуры, о которой стоит сказать. На картинке в книжке с инсталляциями, кот. мы купили там, на крыше, над дверями, на высшей точке стоял 9 метровый постамент, на котором возвышалась очень красивая скульптура богини Ники, богини победы, символично сопутствующей Зевсу, именно там, на поле спортивных состязаний. Эта скульптура отлично сохранилась, мы ее видели в музее.
Главным достоянием храма была громадная скульптура громовержца, находящаяся внутри. Скульптура Зевса была творением знаменитого античного скульптора Фидия, который, получив заказ на создание такой монументальной и культовой статуи, приказал построить себе мастерскую там же, в Олимпии, в 80м от Храма, за пределами стены, неподалеку от Гераклиона. Эта мастерская в византийские времена использовалась как христианская церковь, поэтому очень неплохо сохранилась до наших дней. А помогла археологам распознать назначение этого здания чашечка, на дне которой было написано «я принадлежу Фидию»- просто и понятно:).
Фидий со всей ответственностью отнесся к созданию священной статуи, и задаче возвести скульптуру «как живую», и сделал почти невозможное- по описаниям очевидцев, статуя производила поистине магнетическое воздействие, и внушала священный трепет всякому, видевшему ее. Для древних греков прожить жизнь и не увидеть статую Зевса,- было равносильно тому, что жизнь прожита зря.
Остов статуи был деревянным, сверху облицован розовой слоновой костью, и отделан золотом. Высота статуи по разным данным была от 12 до 17 метров. По описаниям, казалось, что если Зевс встанет, плечами он разрушит храм. Свет в храме падал так, что слоновая кость мерцала, и создавалось ощущение божественного сияния. Как пиут в Википедии, «Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, Фидий приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям». Нам на экскурсии рассказывали немного иначе, но в месте, о котором известны только легенды, причем в великом множестве вариаций, однозначной истины быть не может. По преданию, когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул.
После запрета византийцами Олимпийских игр, слоновая кость и золото со статуи Зевса было разграблены, а деревянный остов увезен в Константинополь, где впоследствии сгорел в одном из пожаров, поэтому до наших дней от нее, к сожалению, ничего не сохранилось, кроме восторженных описаний очевидцев. Храм Зевса был сожжен в 426 году по приказу Феодосия Второго, а разрушен окончательно землетрясениями 522 и 551 годов и разливами Алфея, поэтому от него мало что осталось в целости. Одна колонна, и множество каменных фрагментов- дисков колонн, каменных блоков, и пр. (см.фото) Фундамент цел, многие скульптурные композиции тоже сохранились, и чудесным образом уцелела статуя богини Ники, о кот. я писала выше. Все это скульптурное достояние в целях лучшей сохранности под палящим греческим солнцем перенесено в Новый музей Олимпии. На территории комплекса до сих пор ведутся археологические раскопки и предпринимаются попытки собрать воедино уцелевшие архитектурные фрагменты. Кто знает, может, приехав в это чудное место лет через 20, можно будет увидеть не руины, а высотные колонны, массивные крыши и неописуемое величие древних построек. Лично мне бы этого очень хотелось:).
Отдельно хочу сказать про атмосферу этого места. Когда мы только вошли на территорию комплекса, я подумала, что слушать историческую экскурсию на такой жаре будет очень сложно, даже в кепке. Но, как оказалось, около каждого строения, где останавливается гид, посажены деревья, тень от раскидистых крон которых спокойно умещает большую туристическую группу, и создает чудесные условия для внемления экскурсу в историю. Деревья эти, судя по размеру, посажены очень давно, и подходя к каждому новому объекту, где нас ждало новое дерево, я мысленно благодарила того человека, который эти деревья посадил. Первое ощущение, не связанное с историческими особенностями места- комфорт, уют. Второе- обонятельное ощущение, ибо какой запах там, друзья- описать невозможно никакими словами. В растительности Олимпии превалирует хвоя, и деревья, создающие спасительную тень, тоже хвойные. Правда, мнения разделились- то ли это какие-то южные сосны, имеющие коренастые стволы, и растущие не столько ввысь, сколько вширь разлапистые кроны, увешанные большими шишками. То ли это были кедры. Но чем бы это ни было, эти деревья, нагревшись под жарким солнцем, расточали просто божественный, пьянящий аромат. Порою хотелось вдохнуть и не выдыхать, только чтобы сохранить его в себе, этот восхитительный, насыщенный природой воздух. Казалось, в нем есть что-то большее, чем просто горная чистота и пары нагретой хвои и смолы, - словно сам дух старины витал в этом воздухе, и с каждым вдохом проникал вглубь, к самому сердцу, пьяня и влюбляя в это священное место, пережившее столько столетий, и оказавшееся в какой-то из дней под моими ногами... Спрятавшись в пушистых кронах деревьев, звонко трещали цикады, напоминая о том, как их описывал в своем труде Аристотель. Точно так же когда-то они трещали и ему, и его ученику Александру Македонскому... и эта земля- была до них, во время них, и дожила до наших дней. Практически существовала вечность... И в ней практически ничего не изменилось. Так же палит солнце, так же восхитительно благоухает растительность, и так же беззаботно трещат цикады... У меня было ощущение, что я прикоснулась к вечности...
Tags: отдых-путешествия-поездки
Subscribe

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Ребекка

    Посмотрела новую экранизацию романа Дафны Дюморье Ребекка, вошедшего в историю оскароносным фильмом Хичкока, снятым в 1940г. На Кинопоиске многие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments