danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Утомленные солнцем 2. Предстояние

Сначала скажу, что мне плевать на всю эту склоку в союзе кинематографистов, на подковерную возню, и интриги вокруг Михалкова, а также того, что он и кто в той части жизни, когда он не перед и не позади камеры. Для меня он талантливейший актер, очаровывающий и обескураживающий тончайшей, ярчайшей игрой, и зрелый, солидный, не менее талантливый, чем актер, режиссер. Каждой своей новой работой он доказывает мне, что я не ошибаюсь в нем, и вызывает желание произносить его имя с восхищением. Все остальное меня не волнует. Я воспринимаю его творения, так же, как и других режиссеров- беспристрастно, и отличие его работ для меня лишь в том, что я их всегда смотрю, и они мне неизменно нравятся.
Очень люблю фильм Утомленные солнцем. Так талантливо, красиво, так ювелирно он снят, так великолепно сыгран, что смотришь, как завороженный, на одном дыхании, от начала и до конца, и неизменно всякий раз остаешься потрясенным финалом- жестоким, жизненным, бескомпромиссным... И узнав, что Михалков снимает продолжение, я его очень ждала. Так ждала, что собиралась смотреть его год назад, в мае 2009, и была разочарована, обнаружив, что фильм увидит свет только в 2010том. В кино идти мы на него не намеревались, но вчера муж насмотрелся по телику полемики по поводу этого фильма, и предложил сходить на него в кино. Сказано- сделано, мы посмотрели "Утомленные солнцем 2. Предстояние" в кино.
Впечатление очень сложное и неоднозначное. Я ждала либо потрясения, либо разочарования, но не было ни того, ни другого, - было какое-то совершенно иное ощущение- многослойное, разнородное и противоречивое, но все-таки однозначно позитивное. Сейчас, уже после просмотра, я понимаю, что нельзя было его сравнивать с первым фильмом, и тем, кто еще пойдет в кино на этот фильм, или посмотрит его на ДВД, очень советую: НЕ сравнивайте его с первым фильмом, не стоит. Аналогии неизбежны, но все-таки попытайтесь абстрагироваться. Потому что нельзя сказать, какой фильм лучше, какой хуже.. Хотя нет, первый фильм все-таки настоящий шедевр, поэтому он лучше. Но они очень разные- по тематике, по настроению, по оформлению, по панораме, по психологическому состоянию... Натурный фильм о войне нельзя сравнивать с мирной драмой, это все равно что сравнивать солнце и луну. И то, и другое- светила, и ни одно из них не лучше, просто первое греет, светит и опасно ожогом, а второе- светит не так ярко, но помогает найти дорогу заблудившемуся во тьме путнику, и вызывает задумчивость.
Единственное разочарование, которое меня при просмотре постигло, было тогда, когда я увидела предательские слова "конец первой части", я почувствовала себя обманутой- мне кажется, что у художественного фильма всегда должен быть логический финал, но финал мы увидим только в ноябре, в заключительной части трилогии о комдиве Котове "Утомленные солнцем 3. Цитадель". Минусом фильма я также считаю периодически проскальзывающий мат, сцену учебных полетов немцев над кораблем красного креста с высунутой из окна голой волосатой задницей одного из пилотов; а также сцену, где умирающий молоденький солдатик просит медсестру показать ему "сиськи", потому что он никогда не видел и уже не увидит. Наверняка, такое было, и было покруче, потому что это жизнь, а жизнь наша, особливо на острых ее краях, бесцензурна, и по-человечески проста, но одновременно и бесчеловечна. Ну, а матом мужики, тем более, в таких условиях, ругались абсолютно точно. Тем не менее, я уверена, что зрители легко обошлись бы без этой исторической правды, все-таки, это художественное произведение, и подобного рода натурализм тут совершенно ни к чему. Есть еще один момент- это уже не минус, скорее, особенность режиссерского повествования в рамках столь масштабной истории - это сюжетная дисперсия в части главных героев. Они разбросаны по разным углам повествования, каждый в своем мире, в своей цветовой и эмоциональной палитре, каждый в своем жизненом ритме, в своем психологическом состоянии и направлении движения. Так было действительно нужно, ибо каждый из главных героев выживал в этой мясорубке сам, соответственно тем обстоятельствам, в которые попал, и своим силам. Но за счет того, что эти идущие весь фильм параллельно пути так в этий части и не пересеклись, возникло ощущение раздробленности повествования, нецелостности фильма. Не сомневаюсь, что в финальной части, когда пути главных героев все-таки пересекутся, это ощущение пропадет бесследно, будто его и не было никогда. Но на этом этапе есть сильнейшее событийное напряжение, но эта разрозненность не позволяет, за редким исключением, в полной мере раскрыться актерской силе, столь большое значение имевшей в первом фильме. Наверное, надо смотреть 2 и 3 фильм вместе, подряд, тогда впечатление будет более цельное и однозначное.
Фильм насколько масштабный и реалистично натурный, настолько же порою бывает по-человечески сентиментальным. И, глядя на то, что именно заставляет людей, проходя круги ада, выживать, и рваться вперед, и не ломаться, не останавливаться, в то время как все, что окружает человека, его повседневные ценности одна за одной сгорают в пекле, пропитанном кровью... понимаешь то, что действительно ценно и вечно. Только одно заставляет человека жить- память о тех, кого он любит, тех, кто его ждет, и с кем он так хочет повидаться после войны. Вот они, вечные ценности, -то единственное, что остается важным даже тогда, когда вокруг тебя пылают пожары смерти и нет надежды на спасение. А может быть, в те минуты -особенно важным.
Когда мы вернулись, муж сказал интересную мысль, благодаря которой я, наверное, поняла природу неоднозначного впечатления от фильма. Михалков выбрал очень глубокий даже не режиссерский, а исторический подход к фильму. И историзм его как раз в неоднозначности. Он показывает множество ситуаций, в которых не может быть единственного решения, ситуаций, любой выход из которых болезненный, и сопряжен с болью, страданием и жертвами. В этом и есть история, в этом и есть жестокость жизни, в этом и есть ЖИЗНЬ. Та самая жизнь, за которую главным героям фильма пришлось бороться каждый день своего существования в этой войне. Или ты или тебя. Пожертвовать тем, кто стоит перед тобой, или обречь на смерть сотни других, незнакомых тебе людей? Поступить по справедливости или по приказу? Позволить немцу изнасиловать девочку, или убить его, видеть, как карают невинных? Сдаться и сгореть в огне или видеть, как сгорают другие, но продолжить бороться и предотвратить подобное в других местах? Оставить мучиться или добить смертельно раненого друга? Множество вопросов, ставящих перед человеком суровый выбор, против которого восстает все существо, который ломает и выворачивает наизнанку, но ты вынужден принимать решение и двигаться дальше.
Фильм грандиозный. Это самое точное слово для описания его сущности по форме. Он красивый, если только так можно сказать о фильме о страшной войне. Он эффектный - яркий, зрелищный, красочный, с очень насыщенным, динамичным и сочным видеорядом. Много спецэффектов, взрывов, и прочих атрибутов, свойственных обычно голливудским блокбастерам. Он снят на уровне- солидно, существенно, и современно. Вот это слово- современно, очень неоднозначное в качестве характеристики. Это и комплимент, и недостаток одновременно. Комплимент- потому что фильм с ярким, динамичным видеорядом, неглупым сюжетом и хорошими актерами не может быть скучным. А недостаток- потому что насыщая картинку, создатель фильма обедняет дух картины. Это, к сожалению, общая тенденция в кино, Михалков просто не имел права быть вне этой струи- иначе просто картина вряд ли окупит объемный бюджет. Он сделал максимум возможного для того, чтобы эта уступка духа картинке была минимальной. Но все же если сравнивать фильм первый и второй, разница очень видна - в первом фильме психологический накал, человеческие отношения и тонкая игра. Во втором- война, взрывы, пули, трупы... и сентиментальная ностальгия по тому, светлому прошлому. Я тоже ностальгировала вместе с ними
Несмотря на то, что это военная драма, было несколько моментов, когда зал истерично хохотал. Юмор, конечно, черный, и смех нервный, но воспринимать это можно было только через смех. Смех сквозь слезы. В частности, это эпизод, когда на передовую приехали кремлевские курсанты. Чистенькие, как на параде, шинели, ровнясь, смирно, винтовку на плечо, винтовку к ноге... И собираются стать героями, и совершенно не понимают, куда они попали. Обыграно это очень ярко и красочно, тут даже лишних слов не надо, все понятно. Тук-тук в дверь на спине солдата в окопе- это просто взорвало зал, да, я тоже хохотала, признаюсь:)
Михалков- художник, и его почерк узнаваем. И почерк этот виден лучше всего на примере сцены, где крупные хлопья снега засыпают еще живых, но покалеченных, обреченных молодых ребят, постепенно превращая поле брани, оставившее на своих руках сотни молодых жизней, в белую стежную степь... Тема противостояния коммунистического атеизма с религией, разумеется, тоже проходит по канве фильма, столкновение эгоизма и морали, власти и личности, правды и социального признания - без всего этого Михалков не был бы собой. И без всего этого история не была бы историей.
Исключением в части нераскрытия актерского мастерства в данном фильме являются Евгений Миронов и Сергей Маковецкий, сыгравшие ярко и цельно своих неоднозначных, таких разных, сложных и непохожих друг на друга персонажей. Спасибо Михалкову и за его собственную сильную, крепкую, многогранную игру, а также за Меньшикова. Хоть он и был здесь больше похож на своего Фандорина из "Статского советника", чем на своего Митю из "Утомленных солнцем-1", видеть его всегда приятно, и, думаю, его звездный час будет в финальной части.
Итак, резюме. Можно как угодно относиться к Михалкову, но его фильмы надо смотреть. И Утомленные солнцем 2.Предстояние -не исключение. Потому что это сильная, яркая, глубокая, не имеющаяя, пожалуй, аналогов в нашем кинематографе, картина, занимающая очень достойное место на нашем кинематографическом небосклоне. И никакие Перл Харборы даже рядом не стояли. Настоятельно рекомендую НЕ сравнивать Предстояние с первым фильмом, и иметь в виду, что это не конец, и еще будет продолжение. К просмотру однозначно рекомендуется
Tags: кино
Subscribe

  • Falling in Love/Влюбленные

    Посмотрела сегодня по рекомендации фильм аж 1984г Falling in Love/Влюбленные с Мерил Стрип и Робертом де Ниро в главных ролях. Собственно, только…

  • October Sky/Октябрьское небо

    Посмотрела фильм October Sky/Октябрьское небо, который мне рекомендовали как отличное кино про стремление к мечте. В принципе, определение для…

  • Giver/Посвященный

    Посмотрела на английском фильм Giver/Посвященный. Не отношусь к любителям футуристических утопий, но стала смотреть этот фильм, купившись на Мэрил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments