danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Красная капелла

Наверное, практически у каждого есть фильм, кот. вызывает в нем сильные эмоции. Он может быть просто любимым, а может что-то особое значить лично для вас, иметь какие-то сакраментальные ассоциации, делающие это кино для вас особенным, и может быть, даже знаковым. Сегодня я хочу рассказать о фильме, кот. стал знаковым для меня. Этот фильм, без преувеличения можно сказать, перевернул мою жизнь – толкнул меня в интерактив интернета. Потому что после завершения показа этого кино во мне кипело и переливалось через край столько эмоций и впечатлений, что мне было просто катастрофически нужно ими поделиться, причем именно с теми, кто тоже это видел и прочувствовал. Если бы 5 лет назад кто-нибудь сказал мне, что таким фильмом для меня станет кино про разведчиков, и уж тем более, сериал, я бы покрутила тому человеку у виска. Просто тогда я еще не видела «Красную капеллу». Этот фильм содержит лишь часть художественного вымысла, а в основном - основан на реальных событиях и рассказывает об одноименной советской разведсети, охватившей во время Второй мировой всю Европу, и о спокойной, размеренной до определенного момента жизни добропорядочного бизнесмена и буржуа Жана Жильбера, под которой скрывалась напряженная и опасная жизнь советского резидента Леопольда Треппера. В фильме нет ни одной батальной сцены, там показана не боевая война, а изнаночная ее сторона, ее трагедия и неузнанные, канувшие в тихое забытие герои.

Этот фильм не об истории. Он о людях, чьими зачастую нечеловеческими усилиями эта история строилась. После этого кино я прочла мемуары Л.Треппера «Большая игра», где от первого лица рассказывалось о создании, развитии и функционировании знаменитой разведсети, о ее буднях, успехах и трагедиях, драматических потерях, ужасающих судьбах множества членов сети. Об умельцах гестапо, о хитроумной политической игре, развернутой рядом высокопоставленных военных рейха, и о том, как «радушно» встретили своего резидента в СССР, когда он вернулся. Последней части в кино нет, а в книге она оч. живописно, подробно описана, и, признаться, после этой книги я в очередной раз убедилась, что мы ни-че-го не знаем о той войне, которая не ограничивалась кровопролитными боями, и о большом количестве ее героев, положивших свою жизнь на борьбу с фашизмом во имя нашего с вами мирного неба над головой. Эта книга меня потрясла. А фильм… фильм покорил, вживил меня в себя, и сам стал частью меня, ибо теперь, и вот уже 5 лет, на вопрос «ваш любимый фильм» я неизменно отвечаю: «Красная капелла». И, несмотря на то, что снята она в 16ти сериях, язык не поворачивается назвать это сериалом, потому что это настоящее- глубокое, тонкое, психологическое кино, прекрасно сделанное и шикарно сыгранное, кино с большой буквы.

Жан Жильбер, блестяще сыгранный Андреем Ильиным, – главный герой этой сакраментальной ленты,- сильный, глубокий персонаж. Когда вышла картина, многие пытались сравнивать его с всенародным любимцем Штирлицем – идеальным положительным героем советской современности. Аналогия вполне логична, но… Жильбер – другой. Быть может, потому, что он – не плод фантазии сценаристов, а совершенно реальный человек. При всей своей положительности, он ЖИВОЙ! Нас не ограничивают сценами доблести и героизма, мы видим его разным. Видим, как порой ему приходится быть жестким с близкими ему людьми, видим, как приходится принимать непопулярные решения, и ЧЕГО может стоить малейшая ошибка ЕГО интуиции. Видим, как он властно приказывает, зная, что, быть может, а порою и наверняка, обрекает людей на мучительную смерть… И знаем, что он не может иначе, - он не имеет права жалеть, ибо информация, цена которой жизнь, способна сохранить тысячи других, - далеких, но реальных жизней… Мы видим, как он борется со своей человечностью, как пытается принять этот жестокий выбор, который заставляет его делать война… Андрей Ильин сумел фантастически точно передать немую трагедию этой психологической внутренней борьбы. И когда, став свидетелем гибели Макарова, и увидев лицо убийцы, Жан через несколько кварталов останавливает автомобиль и закуривает… кажется, что не только его, но и твое сердце сейчас не выдержит. Эти дрожащие руки, трепыхающийся всполох пламени, и взгляд, полный невыразимой боли… Это не сопливая голливудская сентиментальность, а-ля Перл-Харбор, - здесь нет слез, нет причитаний… Но в одном этом взгляде ТАКОЕ глубокое мужское горе, ТАКАЯ мощная энергетика… Это ощущается всем существом… Ох… эту тонкую психологию способен передать только поистине великий мастер… Да, он способен страдать, он проживает смерть каждого своего друга, как свою собственную, и оттого пошаливает сердце… Но он не перестает быть сильным, мужественным человеком, достойным восхищения…

Есть в картине и еще одна линия- лирическая, раскрывающая зрителю еще одну грань личности резидента. И мы видим его, - Большого шефа, за которым гоняется гестапо и абвер, его, в чьих руках сосредоточена ТАКАЯ ответственность, - живым, чувствующим человеком, способным нежно любить. По поводу отношений Жана и Элен я встречала разные мнения, порою полярные. Некоторые считают их неестественными, или слишком сдержанными… Но на мой взгляд, как раз в этой сдержанности кроется ТАКАЯ сила и глубина чувства, какую трудно вообразить. И именно благодаря этому все соответствует тому времени, - когда любовь становилась фактором риска, сращиваясь с тревогой за любимого. Тревога, тепло, трепет, нежность и красота – вот то, что несут в себе эти отношения, и то, что переполняет сердце чуткого зрителя, наблюдающего за ними…

Этот фильм- удивительная, глубокая работа, сильно выделяющаяся из постылой череды однообразных середнячковых сериалов. Эклектическое сочетание русской силы характера, французской аристократичной эстетики и немецкой педантичности, придает картине особый, неповторимый стиль. Картина, где персонажи продуманы и сыграны с филигранной точностью, в которой нет мелочей, ибо материя настолько тонкая, что любая деталь важна. Фильм, где невозможно обойтись фактурой, а надо именно ИГРАТЬ, ибо фантастическое напряжение достигается не спецэффектами, а игрой - крупными планами, обнажающими душу… Внешнее деловитое спокойствие, неторопливость, присущие героям, - столь естественные в начале картины, и требующие таких нечеловеческих усилий в конце… Это фильм, который захватывает зрителя постепенно, - сперва вроде спокойно, не чувствуешь ничего особенного, но потом… незаметно-незаметно, через 3-4 серии понимаешь, что ты уже полностью в его власти, и оторваться от него – сиречь предать что-то очень важное… А когда заканчивается последняя серия, и, проехав мост Александра III, автомобиль Жильбера символично растворяется в суете парижских улиц, унося героя в его незавидное будущее, и голос за кадром ставит тревожное многоточие… Кажется, что мир стал немножечко иным…

Про эту картину можно говорить много и долго. И все равно будет мало. Потому что никаких слов не хватит выразить и описать тот тонкий чувственно-эмоциональный посыл, кот. заложен в ней. Это кино надо смотреть. Смотреть внимательно, прожить его и прочувствовать.

С премьерного показа Красной капеллы прошло 5 лет. Не раз за это время были моменты, когда вдруг накатит, и садишься смотреть «КК», в сотый раз, неважно с какого места. Вот и вчера накатило… Я посмотрела первую серию, и решила поделиться с вами, друзья, своими мыслями и эмоциями, связанными с этим прекрасным фильмом. Кто знает, быть может, этот рассказ заронит в ком-то из прочитавших его интерес к этой достойной картине, и после просмотра еще для кого-то мир станет чуточку иным…
Tags: кино, любимое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments