danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Тарас Бульба

Тарас Бульба- очень сильный фильм. Ни йоты фальши- снято, сыграно, -на разрыв аорты. Помнится, когда вышел фильм Бортко "Мастер и Маргарита", было зрительское мнение (которое я поддерживала), что прекрасный актер Кирилл Лавров (светлая ему память), как бы хорошо он ни играл, не соответствует образу прокуратора Иудеи Пилата- по фактуре, натуре, и харизме. Сегодня я могу сказать Бортко браво. Более настоящего Тараса Бульбы, чем Богдан Ступка, найти было невозможно. Ступка в этом фильме не актер, он просто бог. Какая чудовищная харизма, это невозможно описать! Надо просто увидеть один его взгляд, и ощутить, как тебя сковывает цепями. Сильный, как закаленная сталь, несгибаемый, упрямый, но не голливудский супергерой, а живой человек, способный чувствовать. В голливудских боевиках нам всегда давят на жалость- у героя обязательно кого-то убивают, и он потом рьяно мстит. Но эти муки потери, кот. они играют, лично для меня фальшивы, я не верю,- строки сценария торчат из каждого слова, и уже заранее понятно, что будет потом. Богдану Ступке не поверить нельзя. Был в этом фильме момент, после которого этот жесткий, неприступный человек-скала стал близок, как родной, и сердце дрогнуло. В начале фильма показывают их домашний быт: стол, за которым сидят одни мужики, и Тарас во главе стола держит речь. Жена его- как в мусульманских странах,- как тень, и то, как он себя ведет, как властно разговаривает с сыновьями, стремясь сделать из них настоящих казаков, а не "мамкиных сынов", и отмахивается от причитаний жены, складывается впечатление, что эта женщина, столько прошедшая и пережившая с ним, в этом доме ничего не значит. Он- царь, бог и господин, и повелеть ему может только честь и вера. А потом, когда в запорожскую сечь, куда ушел он с сыновьями, приезжают казаки из родного села с вестью о том, что родные места разорены ляхами, и привозят с собой в ковре труп его жены... Очень трудно описать его реакцию. Он молчит. Убийственно молчит, ТАК, что от силы его молчания, кажется, сейчас лопнут барабанные перепонки, и сдавливает дыхание. И в каждом его взгляде, движении, такая эмоция, такая сила, боль, сколько не выразят и тысячи слов. Мертвую мать видят и сыновья (Вдовиченков и Петренко), и они, разумеется, опечалены, но... нет в них этой харизмы, не тот масштаб личности и мастерства. Ступка- величайший актер, и чувство, кот. он выражает молчанием, пронизывает до костей, сковывает и давит, до слез. Как это возможно? Не знаю, но он - это может. И в этот момент понимаешь, что он- вот этот несгибаемый воин, он- ЖИВОЙ, и как бы он не был тверд и властен, он любит, и умеет любить. Это как момент истины, пробуждающий все самое человечное в наших душах, выворачивающий их наизнанку. А когда он узнает, что Андрий перешел на сторону врага? Какой диалог... А КАК сыгран!
-Я видел и пана Андрия (кстати, актер, сыгравший Янока, тоже блистательно сыграл)
-Ты видел Андрия?! (в этом месте тоже неописуемый взгляд у Ступки. Все в нем- и любовь отцовская, и надежда, и боль, и потерянность) Где ты его видел- в яме, в подвале, обесчесчен, связан? (Тарас готов услышать самое ужасное, и броситься спасать своего сына, или мстить за него, но то, что он слышит- страшнее тысячи смертей, и он не может это осознать)
-Нет. Кто ж его тронет? Такой важный.. Пан Андрий -рыцарь, у него наплечники в золоте, нарукавники в золоте, и по поясу золото, он весь в золоте, и коня дал ему воевода- две сотни червонных стоит один конь!
Тарас молчит, пытается осознать то, что слышит. И потом говорит- потерянно так, даже наивно:
-А зачем он надел чужое одеянье?
-Он перешел
-Куда перешел? (до него начинает доходить то, во что он отчаянно отказывался верить, взгляд твердеет и он готов убить любого, кто к нему подойдет)
-На их сторону, он теперь совсем ихний...
Невозможно представить большего горя для отца, воина-патриота, воспитывавшего сына смелым, сильным, воином, достойным с честью защищать свою отчизну. Вот она, боль- без ножа, без смерти, но боль, которую с трудом терпит даже бывалый воин. То, что не простит никому атаман запорожского войска- предательство. Никому, даже сыну родному.
Но ничто, даже такое подлое предательство, не может убить в отце любовь к сыну. Нет, он исполнит свой долг, но горе его будет еще сильнее, чем потеряй он сына в бою. Он выстрелил, рука его не дрогнула, убил предателя, исполнил долг перед отчизной и войском. Но он живой, отец, любящий своего сына, и он падает на колени, смотрит на убитого Андрия, взглядом сильным, но полным боли и страдания, и говорит- так нежно, как при жизни своей и не слышал, наверное, Андрий: настоящий казак был- и станом высокий, и чернобровый, лицо- как у дворянина, и рука была крепка в бою... пропал, пропал бесславно... как подлая собака...

И еще был один очень сильный момент - это жестокая казнь старшего сына, верного казака Остапа, которую Тарас видит своими глазами, пробравшись в Варшаву тайком.
Честно говоря, саму казнь я смотреть не могла- показательное ломание костей последовательно на каждой конечности, и после- втыкание в плоть крюка, и подвешивание на нем вверх... это выше моих сил. Я отворачивалась и затыкала уши. Тарас Бульба и не такое видал на своем веку, кровью и мучениями плоти бывалого атамана не удивишь, но страдание его было неописуемо, страдание отца, преисполненного гордостью за доблесть сына, с коей принимал он свою смерть, и в то же время каждый удар палача по Остапу стократной болью отзывался в отце, и еще неизвестно кого было в тот момент больше жалко- сына или отца... И предсмертный крик сына куда-то вдаль: слышишь ли ты меня, батько? И пронзительный крик откуда-то из толпы: слыыышу, сын, слышу!!!
Этот фильм о том, как сильна может быть вера, любовь к отчизне, и как слепа одновременно. Как жестока война, и как, по сути, глупа. Какую боль может нанести предательство, какая великая сила духа и воли может быть в человеке, и как невозможно никакой саблей вырубить из сердца любовь. Я не про Андрия, я про Тараса- сильного воина, и живого человека, слава о доблести которого не померкнет в веках...
Фильм очень сильный. Настолько, что я пишу, пишу, и все мало, и понимаю, что сегодня уже точно ничего больше смотреть не смогу, настолько сильное впечатление.
Если говорить о каких-то технических деталях, то в этом кино очень много натуралистических батальных сцен. "Последний самурай" отдыхает, здесь все по-настоящему, не для слабонервных. Я жмурилась, как в детстве, признаюсь честно. Единственное, что меня несколько напрягало, особенно поначалу- это язык. Казаки говорят по-украински. Точнее, по-русски (причем на том, старом русском языке, столь непривычном нашему сегодняшнему слуху), но с сильным уклоном в хохлятский, и я некоторые слова просто не понимала. Но это неотъемлемый колорит той эпохи и местности, кот. они показывают, наверное, без этого было бы не настолько реалистично... Бортко виднее. В общем, потом к этому привыкаешь и перестаешь замечать, а если какие-то слова и не улавливаешь- неважно, ибо Ступку можно вообще на любом языке смотреть, и даже молча, ибо у него по глазам все понятно, что он чувствует и говорит.
Красавицу полячку, на которую соблазнился Андрий, сыграла польская актриса, действительно очень красивая девушка- тонкой, изящной, породистой, неоспаримой красоты. И вообще, актеры на каждую роль подобраны с предельной точностью, так, что кажется, что другого там никого и быть не могло. Даже Боярский меня не раздражал- он тоже был предельно в образе, и органично вписывался в канву повествования. Особо надо отметить музыку. Уж насколько я не люблю песеночки Корнелюка, но нельзя не признать- музыку к фильмам он пишет отменную. Что к "Мастеру и маргарите", что здесь. Эта музыка очень плотно вплетена в полотно ленты, и делает фильм более законченным, самодостаточным. Словно создает свой, обособленный от всего, мир, и заманивает туда зрителя, расставляет акценты, создает более глубокое впечатление от каких-то сцен. Например, в лирических моментах- музыка тихая, нежно-печальная, ее почти незаметно, но она усиливает создаваемую Ступкой эмоцию, и невозможно оказаться равнодушным. А в батальных сценах, особенно перед ними, в ожидании- просто мороз по спине, музыка обостряет все скрытые эмоции. В общем, и здесь, в выборе композитора, Бортко не ошибся. Он постарался, не зря он считается мэтром по экранизации классики, он в очередной раз сделал отличный фильм, ничуть не уступающий по силе литературному прообразу и производящий очень сильное, глубокое впечатление. Наверное, пересматривать этот фильм не захочется, ибо впечатление тяжелое, но это тот фильм, который НАДО смотреть. Фильм во славу земли русской, нашей единой с украинцами истории, доблести воинов, и непреодолимой силы русской души...
Tags: кино
Subscribe

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Ребекка

    Посмотрела новую экранизацию романа Дафны Дюморье Ребекка, вошедшего в историю оскароносным фильмом Хичкока, снятым в 1940г. На Кинопоиске многие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment