danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Кабала святош/Мольер" в Молодежном театре на Фонтанке

На неделе смотрели новый спектакль моего любимого молодежного театра на Фонтанке Кабала святош/Мольер, поставленного по многострадальной пьесе Булгакова (если кто не в курсе, название Мольер она приобрела по воле цензуры 30х годов, поэтому это название тоже отразилось в титуле спектакля). Эту пьесу цензурили и запрещали, т.к. она воспринималась как освещение темы противостояния искусства и власти, т.е. считалась недопустимо оппозиционной. На сегодняшний день эта тема, на мой взгляд, не актуальна. И Спивак, обращаясь к этой пьесе, делает акцент на другом - на жизнь творца, человека творческого, порывистого, и мир театра.

Конечно, из песни слов не выкинешь, и история Мольера и его отношений с королевской властью осталась в пьесе и широко освещается в спектакле, и некоторые критики в прессе считают, что спектакль посвящен именно этой, исторически сложившейся теме пьесы. Но все же это мнение мне видится предубежденным, ибо мы прекрасно восприняли и считали спектакль именно в той тональности и с теми смысловыми акцентами, которые анонсировал С.Спивак.

Я, признаться, не большой поклонник мольеровских пьес, и этой темы, и пошла на этот спектакль чисто ради постановки, и Барковского, исполняющего главную роль, за чьей игрой наблюдать для меня всегда великое удовольствие. И после спектакля я почитала, что писали после майской премьеры в прессе. Очень разные взгляды, трактовки- критики, как и обычные зрители, при всем своем профессионализме, воспринимают через призму своих мировоззренческих паттернов, и собственного опыта, и мне далеко не все были близки. Но одна рецензия наиболее была созвучна моему собственному восприятию и впечатлению, так что я даже дам на нее ссылку- Литературная газета от 15 июня 2021 года, автор Виктория Пешкова, "Другая драма". Эта статья написана прекрасным, емким, сочным, литературным языком, и подмечает множество полутонов, важных для более глубокого восприятия постановки, и написана с любовью и уважением к театру и режиссеру.

Все фотографии взяты из разных источников с просторов сети

Самое начало, посвященное суетливому закулисью мольеровского театра, меня не вдохновляло. Я чужда очарованию хаоса творческой жизни, и этот балаган меня утомлял, несмотря на прекрасную игру актеров. Но когда на сцене появился Андрей Шимко в роли короля, постановка заиграла для меня яркими красками. Король тут очень необычный. Никаких кудрявых париков и кринолинов, король современный. Но великолепный. То, как это сыграно- полный восторг! Это невозможно описать, это надо видеть и слышать. Гениальная задумка и исполнение - выразительно, виртуозно, превосходно. Этот образ, пожалуй, для меня стал самым ярким впечатлением от постановки.


Барковский в своей игре безупречен, и в роли Мольера убедителен и органичен, ярок, обаятелен, и передает зрителю то жгучее жизнелюбие и порывистость творческой натуры, которые определили гений и судьбу этого персонажа. Но для актера Барковского это не самая интересная роль именно в актерском плане, хоть и главная- мне посчастливилось видеть много его театральных работ, и у него есть более многогранные и яркие, более сложные по-актерски роли. А вот у Яценюка, сыгравшего неприятного персонажа, предателя Муаррона, роль характерная, и сыграл он ее выразительно, легко, и одновременно наотмашь, очень убедительно, завораживающе даже при том, что поведение его персонажа было отталкивающим и вызывающим осуждение и неприятие.

Сама Кабала, главная интригующая и угрожающая безмятежности художника сила, окутанная в пьесе почти мистически зловещим ореолом, в этой постановке показана иронично, с юмором, оживляющим неприятность происходящего. Этот прием не лишает эту силу могущества, но придает ей более человеческий облик, благодаря чему все 3 стороны- и король, и Мольер, и епископ, предстают перед нами живыми людьми, у каждого из которых своя роль и свои правила, в которых они живут, и в рамках которых поступают, и поступить иначе они не могут.


И когда в конце Мольер предстает перед королем и выступает с обличительной речью, которая обычно трактуется как голос правды, свободы униженных и запрещенных, в данном случае, на мой взгляд (и это, опять же, к вопросу об акцентах), все довольно неоднозначно. Потому что когда мы видим все три силы, поступившие согласно их социальных ролей, без возвеличивания одних и без утрирования жертвы других, и видим мотиваию для поступков каждой из сторон, все не так просто. И даже я бы сказала, что жестко обличая короля, симпатизировавшего художнику, и лишив своего покровительства, оставившего ему театр, и возможность играть пьесы кроме новой, из-за которой и получился конфликт, Мольер был несправедлив, т.к. упиваясь ролью жертвы в моменте, обесценил то, что имел долгое время благодаря благосклонности короля. А ведь пострадал он за то, что накуролесил сам- за свой собственный блуд, приведший к таким последствиям. И как бы ни было печально то, что с ним произошло, по большому счету винить кого-то кроме себя он не вправе.


Отдельно стоит сказать про сценографию, выполненную в трех плоскостях. В самом низу, по горизонтали, театральное закулилье. Направо вверх- выход на сцену мольеровского театра, где с триумфальным успехом проходят комедии мастера. И на самом верху, в холодном, как бы лунном свете, - обитель короля. Пространство, ведущее снизу вверх,- диагональ, рассекающая вертикальное пространство над сценой, аскетично, но многолико и красноречиво само по себе, и усиливает эффект от многих режиссерских находок, обыгранных в этой плоскости. Это и вершина, обитель власти, это и своего рода Голгофа, на которую восходят даже с соответствующим ассоциативным отсылом, который считает образованный зритель, это и отправка в преисподню, и даже лезвие роковой гильотины.


Сценографу отдельный респект. Как, впрочем, и художнику по костюмам, чья работа тоже прекрасна, и "самоигральна". Три основных цвета - белый, черный и красный, в разных сочетаниях и пропорциях создают целый мир, ведущий параллельное молчаливое повествование, усиливая основное действие. И отмечу сразу музыку- ее специально для спектакля написал Игорь Корнелюк. Музыка сильная, и в некоторых сценах, особенно драматических, во второй половине спектакля, пробирает до мурашек.

Резюме. Интересный, яркий спектакль, с прекрасной оригинальной сценографией и выразительной актерской игрой. Он не оставил меня в восторге в целом, просто потому что тематика мне не близка, но сама постановка как художественное произведение очень достойная,- замечательная, по-режиссерски совершенная, и дает другое, более свежее и многогранное прочтение знакомой пьесы. И это определенно стоит увидеть.
Tags: театр
Subscribe

  • October Sky/Октябрьское небо

    Посмотрела фильм October Sky/Октябрьское небо, который мне рекомендовали как отличное кино про стремление к мечте. В принципе, определение для…

  • Giver/Посвященный

    Посмотрела на английском фильм Giver/Посвященный. Не отношусь к любителям футуристических утопий, но стала смотреть этот фильм, купившись на Мэрил…

  • Ларри Краун или 2й раз на одни грабли:)

    Ну, и упомяну сразу про "Ларри Краун", который стала смотреть из-за исполнителей главных ролей- Тома Хэнкса и Джулии Робертс. Английский у них…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments