danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Крики из Одессы" театра на Фонтанке

13 июня смотрели в моем любимом театре на Фонтанке спектакль Крики из Одессы, поставленный по пьесе Исаака Бабеля "Закат". Этот спектакль идет с 1998года, с неизменным составом, и каждый раз с аншлагом, и несмотря на такое долгожительство, на него сложно было достать билеты. Рецензии в прессе были настолько сочные и хвалебные, что я считала, что надо обязательно этот спектакль увидеть. И только сейчас, в ковидные времена, когда билеты стали раскупаться ближе к дате спектакля (а не за 2 месяца, как раньше), стало возможно поймать билеты, что я и сделала еще в апреле. И вот, торжественный просмотр состоялся. Но впечатления остались очень странные.

То ли у меня были завышенные ожидания, то ли это просто не моя тематика, но мне спектакль как-то не зашел. У меня особая непереносимость ругани, а тут ее было очень много. Ругань, шум, перепалки, грубость (без бранных слов, но все равно противно), унижение разного вида (и домашний деспотизм, и в отношениях господин- слуга, и барин - поставщик, и богач- нищеброд, и пр), и пьянь - главный герой, по-моему, трезвым был только в одной сцене, в самом конце, а все остальное действие он был глубоко пьян, а в пьянстве необузданно груб и буен. По мне так отталкивающая, отвратительная личность.

Все первое действие я ждала, когда же станет понятно, к чему весь этот балаган, и в чем, собственно, смысловой посыл спектакля. Потому что цепочки логически связанных сцен, раскрывающих сюжет, тут особо и нет. Одна за другой сменяют друг друга сцены жизни еврейской семьи в Одессе начала 20 века. Вот младший сын приехал из Петербурга, встретили, поболтали ни о чем, вот братья встретились, посмеялись, вот жених к сестре пришел, забавные сцены с ним, вот отец пришел грубый и пьяный, вот мать с отцом ругаются перед сном, вот отец пьянствует в кабаке... И так весь спектакль- калейдоскоп сцен, многие из которых между собой даже не связаны, они не дают развития сюжета, они просто есть. Изредка в этом калейдоскопе проявляется факт/событие, которое можно отнести к важным. Но таких пара-тройка штук. Все остальное- пьянство, кутеж, грубость, ругань, или еврейский юмор. Атмосфера, в общем. И что такого гениального в этой постановке, что она с аншлагами идет уже 23 года, я не понимаю. Самобытно, ярко, музыкально, энергетично, масштабно, сыграно убедительно - да. Но удовольствие-то в чем, смысловой посыл?

Когда мы вернулись домой, я даже специально перечитала рецензии на этот спектакль в прессе, которые меня так подкупили. В нескольких в описании сюжета указывается чуть ли не центральной нитью сюжета влюбленность старого Крика в юную Марусю. Я же, хоть убей, никакой влюбленности там не узрела. Не то что в центре событий, а вообще. Годы уходят, мужик всего достиг, скучно ему, он куражится до беспамятства, ведет себя вызывающе, скучает, мается, и когда даже пьянствовать наскучило, ему подвернулась молодая Маруся, которая сама на него вешалась и ему себя предлагала, ну он и попользовался. О какой тут любви речь? Спросила у мужа, он тоже никакой любви не узрел. Более того, все повествование выстроено так, что ни в поведении старого Крика, ни остальных, кто узнает о его похождениях, нет ни намека на то, что это хоть мало-мальски серьезное увлечение. Так, малозначимый эпизод, и если бы Маруся не мелькнула на свадьбе, про нее и не вспомнил бы никто. Поэтому рецензии меня удивляли. Как будто мы с их авторами разные спектакли смотрели.

Ладно, читаем описание спектакля на сайте театра, может, там станет поятнее. «Крики из Одессы» — театральная притча о цикличности жизни, притча, наполненная музыкой и страстью." Музыка и страсть в целом, как темперамент - были, и много. Страсть к кому-то конкретному- нет. Цикличность? Странное слово для этого контекста. Конечность жизни- может быть, цикличность разве что в смене хозяина, когда сын, ненавидящий отца, встает на его место, и оказывается таким же, если не хуже. Но это не центральная же мысль сюжета. А относительно главного героя в чем цикличность непонятно.

"Главный герой драмы Мендель Крик достойно достиг вершины своей жизни и опрометчиво решил остаться на ней навсегда. Он готов забыть о своём возрасте, загулять по-молодецки."- это есть, да. И пьет и гуляет так, словно бесшабашный юнец.
"Он собирается вместе с юной возлюбленной отправиться в дальние края, продав своё дело и бросив семью."- а вот тут у меня сомнения. Продать дело он подумывает, бросить семью тоже, и уехать тоже, но нет у него возлюбленной. Ему просто скучно все, он мается, ведет себя вызывающе, как подросток, не знает уже, как еще самоутвердиться, и одной из идей является бросить все и уехать. А Маруся- это просто приятное сопровождение, не более того.

"Взрослым сыновьям Менделя такой ход событий совершенно не нравится, и они пытаются «образумить» отца, всеми возможными способами помешать ему."- еще бы, кому хочется без наследства остаться. Но речь идет, опять же, только про бизнес и деньги, похождения его никого не волнуют, и даже когда мать Маруси пришла клянчить деньги на "вычистку", т.к. Маруся от Менделя понесла, это ни у кого не вызывает эмоций и даже не обсуждается, - предметом спора становится только цена процедуры.

Тем не менее, далее написано "А страсть Менделя становится для него болью, оборачивается страданиями, которые задевают многих. Но ему удаётся преодолеть себя, пройдя нелёгкий путь, обрести покой и мудрость, осознать закономерное течение жизни и смириться со своим закатом". -вот это словно про какой-то другой спектакль написано. Никакой боли душевной или любовной в спектакле у главного героя мы не видели. И не то, что артист сыграл неубедительно- нет, Агеев играл хорошо. Там просто сцен даже, которые могли бы показать его душевно-любовные муки, не было. И преодоления себя, нелегкого пути, приводящего к мудрости- тоже. Более того, я вообще не поняла, как Мендель в конце на свадьбе дочери трезвый и спокойный оказался, и вполне здоровый, потому что до этого он был болен и еле стоял на ногах. Муж предположил, что в драке у него мог случиться инсульт, который его усмирил. Возможно. Но это, опять же, не преодоление, приводящее к мудрости. Это просто получил по кумполу за беспредел, который творил.

"Исполнители вносят в постановку удаль и азарт. Яркие народные мелодии — еврейские, русские, украинские — увлекают героев в вихрь темпераментных танцев. Многоголосье народных песен придаёт спектаклю лирическую ноту, а всё вместе — звучно и мощно говорит нам о радости бытия, о праздничности жизни, прекрасной несмотря ни на что."- песни были, пели очень хорошо, да. Хотя на идише было петь не обязательно, атмосферу можно создать и музыкой. На идише, кстати, были целые эпизоды. Зачем нужно на иностранном языке, не котором у нас никто не говорит, делать столько реплик, я не поняла вообще. Лично меня это очень напрягало.

Танцы очень интересные, энергетичные, яркие, тут уж зажгли так зажгли, это точно. И это очень освежало повествование. Но вот что касается праздничности жизни... Праздник такой с натяжечкой получается, когда кто-то куражится, а остальные при этом в напряжении. Финальная сцена, к примеру. Собрались на свадьбе. Центральные фигуры- молодожены должны быть. Но выходит Беня и тянет одеяло на себя, вводит элемент напряжения. Потом приходит отец. Он источник напряжения уже сам по себе, и хотя ведет он себя на удивление тихо, все в оцепенении. Затем он приказывает убрать столы (т.е. делает все наперекор Бене, обесценивая его авторитет), лишает гостей на свадьбе застолья, призывая танцевать,- делать то, что хочется ему. И хотя музыка зажигательная, и танцы яркие, это такой нарочитый праздник, не сказала бы, что он символ радости бытия и праздничности прекрасной жизни.

Играли хорошо, искренне, выкладывались на все 100, молодцы. Особенно порадовал Роман Нечаев, сыгравший целых 3 персонажа - его Боярский -милейший типаж, Фомин - яркий, многогранный образ, сыгран выразительно, интересно, очаровательно! Пели прекрасно, танцевали. Это очень освежало повествование. И радовал юмор. Его было немного, но он был, - и характерный одесский, и острый еврейский, и просто ситуативный. И эти сцены вносили позитив и драйв в атмосферу действия, за что им большое спасибо. Но в целом (и это первый раз со мной в этом театре, хотя я посмотрела уже очень много их спектаклей) я так до конца толком и не поняла, о чем был спектакль, какую мысль им хотели донести, и зачем я это смотрела. И я не стану рекомендовать его к просмотру.

Tags: театр
Subscribe

  • Falling in Love/Влюбленные

    Посмотрела сегодня по рекомендации фильм аж 1984г Falling in Love/Влюбленные с Мерил Стрип и Робертом де Ниро в главных ролях. Собственно, только…

  • October Sky/Октябрьское небо

    Посмотрела фильм October Sky/Октябрьское небо, который мне рекомендовали как отличное кино про стремление к мечте. В принципе, определение для…

  • Giver/Посвященный

    Посмотрела на английском фильм Giver/Посвященный. Не отношусь к любителям футуристических утопий, но стала смотреть этот фильм, купившись на Мэрил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments