danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Ирвинг Стоун "Муки и радости"

Я не любитель биографий. Еще кино посмотреть могу, но читать биографию- нет, есть какое-то внутреннее предубеждение относительно достоверности, да и нет, пожалуй, таких людей, о жизни которых мне хотелось бы читать книгу (как показывает практика, о жизни гениев часто лучше не знать:))

Но книгу Ирвинга Стоуна "Муки и радости" о Микеланджело мне очень рекомендовали, и вдобавок выяснилось, что в моем окружении все просвещенные люди ее читали. И я решила тоже ее прочесть. И могу с уверенностью сказать, что эта книга стала для меня книгой года, потому что она поистине прекрасна.

Книга объемная (в бумажной версии 900стр, в электронной 2700), но она не надоедает, и хотя жизнь Микеланджело не назвать легкой и приятной, книга читается с удовольствием, и даже с упоением. Она повествует о жизни и творческом пути Микеланджело с момента, когда он мальчиком пришел учиться в боттегу Гирландайо до последнего дня, когда он, пройдя долгий и тернистый путь, уже признанным мастером, пережив всех своих друзей, почти 90-летним стариком покинул этот мир. За эту книгу Стоун был награжден итальянским орденом "За заслуги". Абсолютно заслуженно, потому что следуя по страницам этой книги, каждый читатель не просто узнает о фактах жизни скульптора и его произведениях, он проживает с мастером его жизнь, рождение каждого шедевра, от идеи до финального воплощения. После этой книги произведения Микеланджело уже никогда не будут прежними, не будут просто шедеврами знаменитого мастера - они словно оживают, становятся объемными, наполняются смыслами, эмоциями...

Я была во Флоренции, и в Риме, и видела воочию работы Микеланджело. Я слушала об истории их создания рассказы экскурсоводов. Но я мало что помню, лишь отдельные факты, ибо тогда восприятие было чисто внешним, я была очарована совершенством формы, мастерством скульптора. Читая книгу, я вспоминала все увиденное, и образ каждого произведения расцветал в моей памяти, и будто бы оживал. Сколько всего заложено в эти прекрасные формы, чего я не увидела тогда, и как же хочется увидеть это воочию снова, рассмотреть уже осознанно, будто бы новыми, открывшимися глазами...

И какой ценой создавались эти шедевры! В нищете, в холоде и жаре, часто и голоде, в полном самоотречении, в одержимости красотой и искусством, единственным, что было для него важно и имело смысл... Микеланджело был человеком нелюдимым, с непростым характером, независимым, и одновременно ранимым и нуждающимся в признании своих произведений. Он мог противостоять власть имущим, но при этом собственная семья бессовестно использовала его как дойную корову. Он содержал отца, которому было всегда мало, и трех братьев - из всей семьи он единственный работал и зарабатывал, при этом лет до 40 жил в нищете, в то время как его семейство все требовало и требовало денег, забирая у него все, что он зарабатывал. Это, конечно, лишь одна из второстепенных линий повествования, просто она очень отозвалась во мне, поэтому не могу ее не упомянуть. Все мое существо протестовало против такой несправедливости и его мягкотелости, неспособности обозначить личные границы:)

Жизнь Микеланджело была практически лишена удовольствий. Единственное, что его действительно интересовало, -это искусство. Он был одержим мрамором, физически тяжелая работа скульптора его, напротив, словно заряжала силами. Очень интересно автор описывает отношение скульптора к мрамору, процесс выбора мрамора, подход к нему, работу с ним. Для нас, обывателей, что такое мрамор? Глыба камня. А для мастера - это вдохновение и сила, это хранитель скульптуры, которую ваятель должен из камня освободить. Он не высекал статуи из мрамора, он освобождал их.

В книге описан и его путь как живописца, и архитектора, и даже организатора добычи мрамора. Описаны его взаимоотношения со множеством людей во Флоренции и Риме, многие события, происходившие в то время в Италии - войны, столкновения, осады, противостояния, смерти близких и далеких, смены власти,- все, что влияло на жизнь мастера, его настроение, определяло как многие его действия, так и направление его творчества. Даже будучи признанным великим и непревзойденным мастером, а может быть, и именно поэтому, он был подневольным для власть имущих, и будь его воля, многое сложилось бы иначе. Но с другой стороны, будь его воля, не было бы Сикстинской капеллы в том виде, какой мы ее знаем, - ни плафона с Сотворением мира, ни стены с Судным днем, ведь он считал, что фрески- не его ремесло, и хотел заниматься только скульптурой...

Эта книга дает очень много информации, но не перегружает ею (разве что в именах я в какой-то момент запуталась). Написана простым, но хорошим литературным языком, который читается легко и с удовольствием. Она позволяет читателю не просто узнать об авторе и его произведениях, но и прочувствовать их на эмоциональном уровне. И вызывает сильное желание оказаться во Флоренции и Риме, и снова увидеть всю эту красоту воочию, уже новыми глазами.

Резюме. Прекрасная книга, которая будет интересна всем, кому небезразлично искусство эпохи Возрождения, шедевры Микеланджело, и искусство вообще.
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments