danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Е.Водолазкин "Лавр"

Дочитала сегодня книгу Е.Водолазкина "Лавр". Шла она у меня тяжело, и не раз возникала мысль бросить, потому как содержание лично меня не увлекало совершенно. Кроме того, автор часто употребляет древнерусский язык - это добавляет, конечно, атмосферности повествованию, но лично мне сильно мешало восприятию (и это раздражало).

Эта книга о человеке, жившем в русском средневековье, который начинал с бытия деревенским лекарем и травником, а затем, пережив личную трагедию, утонув в чувстве вины, пошел-де эту вину искуплять, причем весьма странным образом - отказавшись от всего, что приятно и благостно для тела, и убедив себя в том, что он теперь живет жизнь как бы не свою, а своей умершей девушки. Хрень, в общем, какая-то. Но дальше- больше. Он становится знаменитым целителем, спасающим от чумы во время мора, и чем более хорошо ему становится, тем больше он стыдится и корит себя, что, мол, вот, вместо того, чтобы о душе девушки (а он с ней разговаривает постоянно внутри себя) думать, спасать ее, он отвлекается на приятное. И с такими мыслями всякий раз отказывается даже от малейших удобств, и идет в стужу, голод, непогоду, в непонятном направлении. Потом доходит до того, что он вообще пытается от тела и его потребностей отречься, и творит странные вещи, издевается над своим телом, якобы тренируя этим дух. И вот это все описывается подробно.

Признаться честно, мне это читать было даже несколько противно. Я в Бога верю, но человек не религиозный, и все эти религиозные штучки, связанные с самоистязаниями физическими, которые якобы ведут к просветлению духа, я, мягко говоря, не одобряю, и богоугодными не считаю. Т.е. для меня это было в поведении героя лишь саморазрушение, а читать об этом не особо увлекательно. Кроме того, мотивация для такого поведения героя была далека от просветления, а вызвана лишь чувством вины и признаками съехавшей кукушечки психического расстройства.

Жизнь у героя монотонная, и с самого его детства тут не столько описание действий, сколько просто жизнеописание. В частности, много внимания уделено описанию трав и их целебных свойств и применению для лечения болезней - в той версии, которая соответствовала уровню медицины средневековья. Мальчика растит дед, лекарь-травник, он и передает свое ремесло и знания внуку. И пока дед жив, идет атмосферное повествование, погружающее читателя в русское средневековье, темное и суеверное, но дающее надежду на благополучную жизнь мальчика.

Когда нет знаний и нет закона, есть только вера, только она ведет людей по жизни, дает нормы морали, и только религиозными нормами люди руководствуются для объяснения наступающих бед. Примеров темноты людских суждений, и действий, которые производятся в результате этих диких суеверных заблуждений, в книге немало. И они поражают.

А в виду значимости церкви в жизни того времени, в книге много внимания уделено и теме веры в целом, и священнослужителям, они постоянно возникают в тексте, и все как один прям волшебники- и предсказывают будущее они запросто, и разговаривают друг с другом на расстоянии (ментально), и телепатией обладают, и какие только чудеса не делают (не исцеляют- это только главный герой), Дамблдор отдыхает просто. Есть и мистические элементы, древнеславянский фэнтези просто - например, прирученный волк (очень надеюсь, что это не отсылка в Игре престолов).

С середины книги автор модулирует повествование, из жизнеописания деревенской Руси переходя практически в приключения. Неожиданный поворот, прямо скажем, после придурей с истязанием тела вдруг перейти к путешествию по Европе с типичными признаками приключенческого жанра. Связь с первой частью поддерживается через беседы на темы мироздания, веры, конца света (который ждали в 1500м году) и врачевание главного героя.

А затем снова переходим в русские деревни, герой уже стар, и будучи прославленным целителем, уходит в монастырь, и затем вообще становится схимником. На каждом этапе своей жизни он меняет имя, и в конце как раз принимает имя Лавр, давшее название произведению.

Да, еще автор заигрывает с темой времени, его относительности, спиральности, и пр. Это добавляет в диалоги персонажей элемент таинственности, какой-то сакраментальности, но теория не выстроена четко, и что хотел сказать автор, и главное, зачем эту фигню ввернул в этот сюжет- толком не понятно. Пишут, что на этом строится концепция книги. Вполне возможно, но я этого не почувствовала, и перескоки в 20век там выглядят инородно и лишне. А пластиковые бутылки в средневековом лесу- это, простите, ппц вообще.

Что могу сказать по итогу? Дочитала до конца - заслужила памятник:) Эта книга будет интересна для глубоко религиозных людей, которым близки все эти идеи про отказ от телесных нужд и т.п. Атеисты- смело проходите мимо. С психологической точки зрения действия главного героя, все это самоотречение, чувство вины - это на грани патологии, и это надо лечить, а не превозносить:) И уж святым этот человек точно не является, -не потому, за что он сам себя корил и всю жизнь карал, а за то, что он с собой делал, и чем руководствовался при этом.

Мне искренне непонятно, что именно в этой книге так понравилось критикам и откуда такой ажиотаж. Атмосфера тут есть, бесспорно. Главный герой, спасавший жизни, - условно положительный. Но что хотел сказать автор, выстраивая для героя мотивацию поступков? Что даже грамотные люди, совершавшие чудеса в то время, были во власти предрассудков и по сути так же темны разумом, как и другие? Для меня в этой книге нет шедевра. Есть лишь автор, который хотел показать себя- свое знание древнерусского языка, этого периода времени, традиций и быта, до мелких деталей, которые позволили ему создать соответствующую атмосферу. Концепция, которую он заложил в эту книгу, шаткая и рассыпается довольно легко. И ради чего все это было, в чем идея, после такого количества различных морализаторских реплик- не очень понятно. Ради последнего абзаца про загадочную русскую душу?

В общем, очень хорошо, что знакомство с творчеством Водолазкина я начала с Авиатора, а не с Лавра, потому как в противном случае до Авиатора дело бы не дошло.

Резюме. Насквозь религиозная книга с атмосферой русского средневековья - темного и суеверного. Автор частенько испытывает терпение читателя древнерусским языком, и уплывает из реальности, доходя до фэнтези. У меня осталось четкое ощущение зря потраченного времени. Не рекомендую.
Tags: книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments