danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

И.Ефремов "На краю ойкумены"

Еще до карантина дочитала книгу И.Ефремова "На краю ойкумены", но что-то все не досуг было о ней написать. Она состоит из двух книг: "Путешествие Баурджеда" и вторая часть, давшая название всей книге.

Я начала читать - повествование шло о событиях, происходивших в Древнем Египте, где процветал тотальный деспотизм тщеславного фараона, рабство, невежество, и незнание мира, лежащего за пределами обозримых границ, и в силу этого окутанного ореолом таинственности и мифов. Меня как-то не захватило. О людях невежественных, строящих жизнь на страхах и суевериях, мне всегда скучно читать, и тут не цепляло совсем, и я даже подумывала бросить, несмотря на уважение к автору, но бабушка меня отговорила, пообещав, что когда Баурджед отправится в свое путешествие, станет интереснее.

Как бабушка в свои почти 88 помнит такие детали книг, которые она читала в молодости? Не спрашивайте, я не знаю. Но она и то, что в детстве читала, помнит отчетливо, это уже проверено. Так что я прислушалась и стала читать дальше.

Бабушка была права - когда фараон послал Баурджеда в экспедицию, и тот начал свой сакраментальный поход в "страну духов", стало интересно. Потому что путешественники стали встречать на своем пути то, что прежде не видели, и все это описывается от лица первопроходца. В описании узнаются известные нам природные явления, растения, животные, - то, что для нас привычно и знакомо, даже при том, что это все находится в Африке. А эти люди видели все это впервые, и для них это все так ново, воодушевляюще и удивительно, как для нас, к примеру, летающая тарелка пришельцев:)

И их впечатления от всего этого яркие, емкие, и такие красочные! И тут Ефремов в своей стихии- его описания- это что-то волшебное. Это божественная музыка слов, потрясающее живописание словом. Не перестаю восхищаться его талантом описывать природу. Сколько граней он видит и чувствует, сколько оттенков, это просто непостижимо. Великолепно.

И ведь каждое новое явление, животное, растение, обнаруженное путешественниками, не просто насыщало их память новыми визуальными формами. Как мы сегодня столкнулись в коронавирусом- и главная проблема была в том, что никто о нем ничего не знал, и потому было непонятно, что делать, и как спасаться. И это посеяло даже в современном образованном обществе смятение. А для тех путешественников в книге новым было всё вокруг - они плыли сами не знали куда, и что их там ждет, и есть ли там вообще что-то. И все, что они видели на своем пути, было новым и неизвестным, и как бы прекрасно оно ни выглядело, если оно представляет опасность, устанавливалось это только опытным путем, зачастую ценой чьей-нибудь жизни.

Ефремов дает возможность читателям увидеть ту часть мира глазами людей, для которых это был совершенно новый, неизведанный, таинственный мир, полный очарования и опасностей. Глазами смелых людей, отправленных навстречу неизвестному, сильных, крепких мужчин, глядящих на привычные для нас вещи с удивлением, любопытством и восторгом маленьких детей.

И то, чем заканчивается путешествие Баурджеда, тоже очень показательно на предмет того, насколько ценным может быть знание, и чем более невежественное общество, тем большее могущество приносит обладание информацией, и тем опаснее это может быть для ее обладателя. Это поразительно, но то, что сейчас нам доступно в пару кликов в Гугл карты, когда-то было тайным знанием, за которое можно было поплатиться жизнью...

В общем, "Путешествие Баурджеда"- экзистенциально-поэтическое произведение, которое заставляет совершенно по-новому взглянуть на окружающий нас мир, и прочувствовать, насколько сильно изменило мир просвещение.

Вторая часть повествует о молодом и атлетичном эллине, художнике и скульпторе, который отправляется на Крит за новыми знаниями и опытом в художественном мастерстве, и волею судеб попадает в рабство в Египте. Действие происходит хронологически существенно позже, чем события первой части, и люди уже обладают куда более широкими знаниями о географии и мореходстве, развиваются искусства и строительство, но народы разрозненны и враждебны, и почти нет обмена опытом и социального взаимодействия, и в Египте все еще лютует рабство.

И если первая книга о познании окружающего мира, то вторая- о познании уже более осознанном, о разных народах, различиях и общности (о том, что какими бы разными ни были народы, люди везде в сущности одинаковые, и они становятся сильнее, когда происходит обмен знаниями, навыками, человек развивается во взаимодействии), о сосуществовании человека с человеком и с дикой природой.

О воле, дружбе, поддержке, осознании социальной природы человека, его силе в единстве с другими. О том, что есть человек в дикой природе, наедине с ней, такой разной- от пустыни до гор и непролазных лесов. И о том, как жизненный опыт влияет на формирование личности человека, как оттачивает его, закаляет, придает ему огранку.

Главный герой- максималист, романтик, и по мне так его стремления и рассуждения часто наивны. Но путь его был очень тернист и сложен, и хотя изначально его история не очень увлекала, пройти с ним этот сложный путь было познавательно и интересно.

Резюме. Неторопливая книга о том, как в древности люди познавали мир, роль человека в этом мире, и способы сосуществования с миром и другими людьми. Не захватывающая динамикой, но довольно глубокая, экзистенциальная книга, написанная очень хорошим языком.
Tags: книги
Subscribe

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Ребекка

    Посмотрела новую экранизацию романа Дафны Дюморье Ребекка, вошедшего в историю оскароносным фильмом Хичкока, снятым в 1940г. На Кинопоиске многие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments