danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Гроза" БДТ

Посмотрела я тут спектакль БДТ Гроза, который в 2017г получил Золотой Софит как лучший спектакль, и принес Могучему Золотой Софит и Золотую маску за режиссуру. На время карантина спектакль доступен для просмотра в хорошем качестве в Окко кинотеатре, и я решила воспользоваться случаем и его увидеть.

Просмотр у меня шел непросто. Спектакль очень оригинальный. Первый раз я включила, ужаснулась увиденным и выключила. Второй раз я посмотрела кусочек. С третьего раза посмотрела целиком, почитала про символику и замысел, осмыслила, и хотя это все равно для меня какая-то дичь, все-таки (сама не верю) мне, наверное, больше понравилось, чем нет.

Первая оригинальность, сразу же привлекающая внимание (ибо режет слух): все актеры говорят с хэканием и глубоко провинциальным специфическим говором, и не просто говорят, а ритмично так выговаривают, словно рэп читают, но эмоционально и в игровом отношении так, как играли бы обычно. Более того, периодически они и совсем переходят на пение, но такое же, ритмичное.

Выглядит это очень странно, но когда привыкнешь к этому речевому ритму, понимаешь, что в этом что-то есть, какая-то своя магия и стиль. И чтобы это понять (что это и зачем) и принять, лично мне помогло объяснение на сайте БДТ. Я не буду пытаться что-то объяснить сама, ибо в творческих оригинальных концептах и посылах не сильна, и поцитирую то, что написано на сайте, добавляя свои комментарии:

Создатели спектакля "с современных позиций обращаются к истокам отечественного театра — театра исполнительного, существовавшего до эпохи Станиславского и традиций психологического театра, открывая новые грани музыкально-поэтического текста Островского. «Гроза» Андрея Могучего — это тонкая игра актеров БДТ в аутентичный, архаичный русский театр времен Островского, театр прямого высказывания, обращения к зрителю, театр площадной и балаганный, открытого чувства и эмоции."

И далее слова самого А.Могучего про спектакль "..как только текст Островского зазвучал не в бытовом решении, он зазвучал фантастически — стал и поэтическим, и метафорическим, и совершенно современным. Он стал слышим, и стало понятно, что спектакль может быть и должен быть театром текста, а не театром ситуации и бытописательства, — это для меня самого было настоящим художественным открытием. Островский создавал особую культуру русского театра. Но впоследствии, с появлением фигуры Станиславского и в связи с мощнейшим феноменом русского психологического театра, эта культура была подзабыта. Мы занимались, с одной стороны, текстом Островского, реконструкцией его звучания, с другой стороны, придумывали условный архаичный допсихологический театр, который оказался мистериальным на своем уровне».

Честно говоря, я никогда особо не интересовалась, каким был театр до Станиславского, и какие черты были ему характерны, отличные от привычного нам театра, но имеющие свою концептуальную самоценность. Поэтому почитать пояснения к постановке было еще и познавательно. А "условный архаичный допсихологический театр", который придумал и показал Могучий в Грозе, бесспорно, выглядит мощно.

"«Гроза» Андрея Могучего — это звучание подлинного, очень мелодичного текста Островского, усиленное музыкой, особым говором и ритмической сеткой русского речитатива. Еще Мейерхольд и Таиров обратили внимание на музыкальность Островского, фольклорную ритмику «Грозы», и теперь благодаря композитору Александру Маноцкову удалось вписать прозу пьесы в ноты."

Фольклорную ритмику им сделать удалось, и она звучит очень ярко. И текст произносится действительно очень музыкально, и за счет этого и звучит иначе, и воспринимается. И вокальные вставки некоторые выглядят интересно. То, что исполнила ближе к финалу Виктория Артюхова, игравшая Катерину, было вообще чрезвычайно свежо по форме и талантливо по исполнению.

Единственное, чего я совсем не поняла, это зачем было приглашать на роль Бориса Григорьевича оперного певца (тут это ведущий солист оперной труппы Михайловского театра Александр Кузнецов). Распеться ему в силу жанра было особо негде, а речитатив нараспев на оперный манер выглядел несколько нелепо (и зал смеялся). Да и Кузнецов, которого Могучий хвалил за артистическую одаренность драматическую, для оперного певца, наверное, да, играет драму отлично, но на фоне профессиональных драматических актеров все равно выделяется и в целом смотрится несколько чужеродно на сцене. Хотя, быть может, этого эффекта и хотел добиться режиссер - чтобы чувствовалось, что не только Катерина выделяется из этого общества, но и ее возлюбленный тоже не совсем свой среди них.

"«Гроза» Андрея Могучего открывает внебытовую театральность пьесы Островского. Это шкатулочная мистерия, житие Катерины и других обывателей волжского Калинова между адом и раем в стилизованном под палех лакированном пространстве сцены. Это метафизика темного русского царства, страшная сказка, оживающая в кромешной тьме и вопиющей черноте сценографии Веры Мартынов."

Сценография у художницы с мужской фамилией Мартынов действительно такая- черная на черном. У всех героев кроме Катерины черные костюмы. В антракте в записи обсуждают это- эффект глубокой черной дыры, которого удалось достичь художнице, и множество оттенков черного. Это действительно символично. И актеров видно отчетливо на черном фоне благодаря оттенкам и грамотно направленному и распределенному свету. Дополнительных декораций практически не появляется. Эта чернота, поглощающая все и всех, и есть главный элемент, создающий антураж и настроение повествования.
Все фотографии с сайта театра и с просторов сети


И только когда Катя уже решилась на освобождение от гнетущих ее оков, прощается с Борисом, и необычно для нее игриво, но символично поет, расставаясь с этим черным для нее миром, фон на заднем плане приобретает другой оттенок- золотистый. Но с разводами. Каждый в этом тоже увидит что-то свое, но такой фон тоже символичен.


"«Гроза» Андрея Могучего — это многослойные пласты русского мифа, традиций великих и порочных, вскрытых Островским и по-прежнему актуальных; это русская интерпретация классической трагедии как конфликта между долгом и чувством, безудержной страстью и неистовой верой." - да, так и есть. И конфликт этот показан очень остро. И тотальное невежество, определяющее мировоззрение и мировосприятие, и одновременно нежелание принимать что-либо новое, развиваться показано очень наглядно.

И чудовищный механизм постоянного домашнего психологического насилия, который из себя представляет Кабаниха, показан очень ярко и пронзительно сильно. И ведь даже не со зла она это, в основном из благих побуждений. Но результаты очень плачевны. Усиленная фольклорным стилем и демоническим образом, она может показаться ведьмой из сказок или прошлого, но сложно не провести параллели и с современными властными мамочками. Увы, хоть домострой, вроде как, уже не в тренде, тема таких мамочек остается актуальна. Марина Игнатова очень сильно сыграла Кабаниху, убедительно прям наотмашь.

Впрочем, в плане актерской игры в этой постановке все очень хорошо у всех, - на этом материале, в этой манере подачи, легко проверяется уровень мастерства артиста, ибо тут нельзя допустить слабину- это будет очень заметно. Поэтому уровень игры в этой постановке высок - и Виктория Артюхова, для которой это была первая роль в БДТ, и первая главная роль сразу, постаралась на славу, и Дмитрий Воробьев уже традиционно порадовал ярким, самобытным образом, и Анатолий Петров.


И в итоге это получился очень странный, своеобразный, необычный спектакль, который при всей своей неординарности раскрывает тему, и весьма талантливо. И, возможно, Островский переворачивается в гробу, когда это играют, но Могучий и правда сумел показать "Грозу" (кто не скучал на ней в школе?) Островского свежо и завораживающе (и даже если это отталкивает, оно все равно завораживает), дал ей новое дыхание - через причудливую форму, но не исказив сути.

Я не уверена, что без дополнительного материала, пояснившего многое о приемах и задумке спектакля, основываясь только на самом просмотре, у меня был бы такой же вердикт, но вникнув в тему, я могу сказать, что мне, пожалуй, понравилось (хоть черные краски и насыщенны до предела, и впечатление традиционно могуче тяжелое).

Едва ли я стану это пересматривать, но это определенно талантливо. И не просто оригинально, а очень осмысленно и концептуально интересно, даже познавательно (причем в куда более широком смысле, чем только сама пьеса Гроза), и при этом не заумно. Так что при всей странности проекта награда Могучему за режиссуру в этом спектакле заслуженна.
Tags: театр
Subscribe

  • Falling in Love/Влюбленные

    Посмотрела сегодня по рекомендации фильм аж 1984г Falling in Love/Влюбленные с Мерил Стрип и Робертом де Ниро в главных ролях. Собственно, только…

  • October Sky/Октябрьское небо

    Посмотрела фильм October Sky/Октябрьское небо, который мне рекомендовали как отличное кино про стремление к мечте. В принципе, определение для…

  • Giver/Посвященный

    Посмотрела на английском фильм Giver/Посвященный. Не отношусь к любителям футуристических утопий, но стала смотреть этот фильм, купившись на Мэрил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments