danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Легендарный спектакль БДТ "История лошади"

В рамках проекта цифрового театра БДТ Digital, оперативно созданного БДТ во время карантина, доступны для просмотра некоторые архивные спектакли, вошедшие в историю. В частности, легендарная товстоноговская постановка История лошади, поставленная по повести Толстого "Холстомер", где главную роль исполнял Евгений Лебедев. Премьера этого спектакля была в 1975г, он шел много лет, но закончили его показывать еще до того, как я стала достаточно взрослой, чтобы его смотреть. Тем не менее, я о нем слышала, и его помнят многие мои знакомые питерцы, кто постарше. Это какой должен быть спектакль, чтобы его помнили через 30-40 лет после просмотра? Как минимум, сильным и стоящим. Поэтому, обнаружив, что его запись доступна для просмотра, я решила его посмотреть.

Запись спектакля сделана в 1989г, когда спектакль уже шел 14 лет, и некоторые артисты (в частности, В.Коваль, игравшая молодую кобылку) уже староваты для своих ролей. Да и пленка выцвела, качество записи посредственное... Но все это становится неважным, когда в кадре появляется Лебедев. Да, я понимаю, почему те, кто видел этот спектакль в театре, помнят его даже спустя десятилетия! Потому что игра Евгения Лебедева- это что-то совершенно непостижимое. Полнейшая магия.

Он играл коня, у которого была непростая жизнь, полная драматизма, и перед зрителем протекает вся его жизнь- с молодых лет, когда он был силен и полон жизни, до пожилого возраста, когда он искалеченный отдан на убой. Но это не сентиментальная история, где зрителю лошадку жалко, нет. Это настоящая, глубокая драма, где зритель вместе с героем переживает и унижения, и разочарования, и предательство, и гордость, и надежду, и боль... И Лебедев не играл коня, он им стал. И это проявлялось не только в каких-то отдельных повадках, вызывающих узнавание животного. Это какое-то непостижимое перевоплощение.
Фотографии из сети- редкие нормального качества


Знаменитая походка Холстомера - этот термин до сих пор помнит петербургская театральная общественность, даже те, кто не видел спектакль своими глазами. Потому что Лебедев сотворил легенду. А что он делал голосом! Какие разные формы ржания и выражения эмоций коня! От некоторых - кровь в жилах стынет, настолько это пронзительно, и передает зрителю эмпатическое ощущение боли, которую испытывает главный герой. Никаких спецэффектов, авангардных приблуд, изощренных форм не нужно театру, где есть такие актеры. Вот это актерская мощь, вот это масштаб!

Толстой в этой повести затрагивает вопросы собственности живым существом, с очевидной отсылкой к теме крепостного права (пьеса зародилась до его отмены), и столь актуальный нынче вопрос толерантности и отношения к тем, кто имеет внешние отличия от привычного. Но центральное, конечно, это драматургия судьбы главного героя, все то, через что ему пришлось пройти, что вынести, и какие чувства при этом он переживает. Его трепет в отношении князя Серпуховского в конце - это так тонко, и пронзительно до боли.

Разбирать спектакль детально нет смысла. Даже если бы все остальное было незначительным, спектакль все равно нужно было бы смотреть обязательно. Потому что это очень сильно, а Лебедев играет без преувеличения гениально. Это то, что смело можно называть великим. Это то, что невозможно повторить. Поэтому не буду больше расточать высокопарные слова, - их все равно будет недостаточно. Скажу просто: СМОТРИТЕ. Прикоснитесь к легенде театра, пока есть такая возможность.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments