danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль БДТ "Волнение"

Посмотрела запись спектакля Волнение режиссера Ивана Вырыпаева по пьесе, написанной им специально для Алисы Фрейндлих и БДТ.

Я очень уважаю талант Алисы Бруновны, и исключительно из-за нее пыталась попасть на этот спектакль, и не оставляла попыток, несмотря на высокие цены на билеты. И тут благодаря карантину удалось этот спектакль увидеть - в онлайн трансляции. Я с трепетом предвкушала просмотр, разослала ссылки на трансляцию всем знакомым театралам, и внимательно смотрела...

Что могу сказать после просмотра... Алиса Бруновна прекрасна. И она может сыграть что угодно, и Вырыпаев очень правильно выбрал актрису, под которую написать свою пьесу, ибо если убрать из спектакля Фрейндлих- не останется ничего. Все держится на ее магнетизме и харизме, на ее мастерстве и авторитете. Она богиня сцены- была и есть, и смотреть на ее игру- удовольствие, что бы она ни играла. И зрителя, критиков, прессу манят "на живца"- на великую актрису. А там уж кто что понял, кто что увидел.


Актер Рустам Насыров, игравший журналиста, меня не впечатлил. А на фоне Фрейндлих смотрится вообще бледно - его персонажу положено быть в тени главной героини, но он бледно выглядит именно по-актерски. Из остальных персонажей как всегда, независимо от величины роли, радует высоким качеством и уровнем актерского мастерства Дмитрий Воробьев, спасибо ему за это.

Сценография простейшая, музыкального оформления нет, так что тут обсуждать нечего.

Что касается смыслового посыла, у нас после просмотра осталось недоумение. Что это было? О чем? Очень странное впечатление. Я даже пыталась найти в сети, не объяснял ли где-то Вырыпаев, что хотел сказать своей пьесой. Увы, не объяснял. Но прочитав несколько его интервью, я поняла, что многое из того, что было вложено в уста героини, которую играла Фрейндлих, для автора актуально, и, возможно, именно потому он выбрал такой сюжет для пьесы, - чтобы все самое важное для него звучало из уст фигуры, которую будут слушать. Для собственных мировоззренческих акцентов, а также страхов и зажимов, которые сложно не ощущать, читая любое его интервью, он выбрал очень презентабельную трибуну.

А в том, что его героиня говорит, и что звучит около нее, чего только не намешано. И фашизм, и антисемитизм, и наркотики, и геи, и национальная тема в аспекте толерантности, и преклонение перед Америкой, и самоуничижение по национальному признаку, пространные рассуждения о высоком- о любви, искусстве, и пр. А голос за кадром упоминает и педофилию, и насилие, и Нюрнберг.. и даже плоские шутки не обошли. Сборная солянка, обо всем понемногу, и ни о чем толком.

В сети есть интересные отзывы тех, кого пьеса содержательно впечатлила. И даже кажется, что кто-то что-то понял, и как минимум, впечатлен содержательной частью пьесы. Я не претендую на истину в своем восприятии, хотя бы потому, что далека от политики и большинства затронутых тем, и эти отзывы было прочесть интересно, и что-то после них стало понятнее. Хотя моему впечатлению больше соответствует такой отзыв.

Но для меня спектакль был совсем о другом. Когда мы обсуждали после просмотра, о чем же это было, я поняла, что я анализировала не смысл слов, а ощущения, и больше искала причины для такого поведения героини, что могло ее заставить устроить весь этот спектакль.

Для меня это было, наверное, про принятие себя. О конфликте внутреннем, когда человек не может принять себя - свое происхождение, тяготится им, стыдится, пытается притвориться тем, кем не является. Потому что если человек не принимает себя, и всю жизнь позирует, представляя себя для других кем-то другим, он легко впадает во вранье, или творчество, как она это называет, и часто бессознательно провоцирует окружающих поступками, вызывающими осуждение, чтобы они сорвали с него эту маску... Жаждет, чтобы его приняли окружающие таким, какой он есть, и каким одновременно он же сам себя не принимает. Это распространенная психологическая проблема, и тут она доведена до достаточно критического состояния. Причем я даже не знаю, сознательно это сделано автором или нет.

Тем не менее, постановщик всеми силами пытался передать зрителю ощущение этого дискомфорта - в первую очередь, через давление и склоки со стороны остальных участников спектакля. Они собачатся, они давят на журналиста, угрожают ему, они пытаются влиять на главную героиню, навязывая свое видение ситуации, журналист, которого заинструктировали, сам нарушает все обозначенные ему рамки, и ему кажется, что он так проявляет характер и волю, а на самом деле, провоцирует героиню и попадает в омут, в котором плавает, и весьма неуверенно. Им дискомфортно всем. И зритель ощущает дискомфорт каждого.

Когда человеку навязывают извне какой-то образ жизни, мысли, поведения, которое противоречит его естеству, это вызывает отторжение, верно? И тут тоже это не нравилось, мешало, раздражало, вызывало смятение.. Но когда человек не принимает себя, и создает некий образ себя, который демонстрирует другим, он делает то же самое - навязывает сам себе что-то чуждое. И испытывает такие же ощущения, как при давлении извне, только теперь обижаться-то не на кого, и конфликт внутренний, чаще всего бессознательный. Вот этим конфликтом и объясняется все, что делает главная героиня, все ее странности и причуды, все, о чем так недоуменно спрашивает молодой журналист.

Так что для меня смысл этого спектакля не столько в том, о чем он, сколько в то, почему все было именно так. И с психологической точки зрения это действо интересно и показательно.

Резюме. Спектакль с великолепной Алисой Фрейндлих, оставляющий очень странное впечатление и множество вопросов относительно того, что хотел сказать автор.
Tags: театр
Subscribe

  • Мультфильм Лука

    Посмотрела вчера новый совместный мультик Диснея и Пиксар - Лука. Прелестный, смотрится с большим удовольствием. Красивый, солнечный, пропитанный…

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments