danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Дядя Ваня" в театре на Васильевском

Незадолго до антивирусного закрытия театров мы успели посмотреть спектакль Дядя Ваня в театре на Васильевском. Я не фанат этого произведения Чехова, и уже видела разные постановки по нему (в частности, в МДТ в прошлом году мне она не понравилась совсем), но эту постановку недавно ушедшего В.Туманова так хвалили, что я решила ее посмотреть - уж очень было любопытно, что такого шедеврального и особенного можно было показать на этом произведении.

Постановка действительно оригинальная. В ней есть и классика, и гротеск, вплоть до фарса, есть драма и моменты сатиры, игривого кокетства, легкого ситуативного юмора, очень освежающего повествование. Есть то, что захватывает и завораживает, и то, что намеренно выбивает из зоны комфорта, напрягает, и то, что вообще не очень понятно для чего. И у нее очень неожиданно сильный финал, который оставляет зрителя в оцепенении и под сильным впечатлением.

Дядю Ваню играет Михаил Николаев. В его исполнении дядя Ваня не занудный, не скучный, а чистосердечный, несколько наивный, и даже немного комичный. Николаев убедителен, как всегда. И в комичности (тут он просто неподражаем), и в драме. И он порадовал. Но я не поняла, зачем его ближе к финалу так мочат- это не критично, но портит эстетику момента.
Все фотографии в посте с просторов сети


Марию Васильевну, мать Ивана, играет Наталья Кутасова. И ее героиня в данной постановке имеет самую необычную трактовку, ибо это не та серьезная Войницкая, которая участвует в жизни дома, в дискуссиях, как мы привыкли. Это оторванная от реальности чудачка, с Альцгеймером или чем-то вроде того - блаженная, одним словом. Она, вроде как, и осознает реальность, но одновременно и чудит. То подушку на голову наденет, то со спичками играет, то вещи убаюкивает, словно это младенцы. Странный персонаж получился, но непосредственный и по-своему позитивный, и тоже вносящий свою лепту во впечатление от постановки.


Астрова играет Сергей Лысов.
Играет очень хорошо- эмоционально, харизматично, искренне, убедительно. Он так увлеченно рассказывает про леса и проблемы, которыми озадачен, что невольно проникаешься этой темой (чего в других постановках у меня не было) и веришь ему, сопереживаешь, и разделяешь его чувства. Это очень настоящий Астров.

Хотя, если совсем честно, он уже чисто внешне староват для этой роли- по кр. мере, для той Сони, которую играет Н.Кулакова - они совсем несовместимо выглядят. Хотя, может, в этом и задумка- подчеркнуть таким образом невозможность их союза, их несовместимость.

Соня у Кулаковой тоже необычная. В отличие от обычного ее образа - грустной серой мыши, -тут она тоже немного комична, при всей своей сознательности она немного ребенок. Такой пылкий, мятежный внутри и смиренный снаружи подросток.

Красотку Елену сыграла Елена Мартыненко. К сожалению, не нашла достойных фотографий, где видно, насколько ее героиня хороша. В отличие от МДТ, где Елену играла 53-летняя постозная матрона, в этой постановке Елена ровно такая, какой ей следует быть- красивой, привлекательной, цветущей. Мартыненко прекрасно попала в этот образ. И ее Елена убедительна и в притягательности, и в смятении, и в иронии, коей достаточно в ее общении с другими персонажами.

Телегин в исполнении Лобанова меня не впечатлил. Какая-то суета, что-то неестественное было в этом, я не оценила. А вот Долгинин сыграл профессора очень убедительно. Все это самолюбование, эгоистичная слепота, граничащая то с надменностью, то с инфантилизмом- очень реалистично сыграно, персонаж вызывает искреннюю неприязнь, именно потому, что отлично сыгран.

Сценография спектакля проста, и неожиданна одновременно. Посреди сцены стоит большой круглый стол, застеленный кружевной скатертью до пола. Вполне традиционный вид сельского дома. Неожиданность в том, как этот стол используется. Кроме того, что за ним традиционно сидят и едят, беседуют за ним, тут еще по нему ходят, стоя на нем, делают признания, даже пытаются заниматься любовью (и это довольно провокационная и не самая приятная сцена), по нему ползают, у Дяди Вани ПОД столом какая-то нора, как у ребенка, и он периодически из нее вылезает.. В общем, крайне многофункциональный стол:)


И когда городские Серебряковы, переполошившие жизнь в доме, уехали, и доктор отчалил, накал страстей затих, и, кажется, жизнь встанет на круги своя, и зритель уже готовится аплодировать актерам на поклонах, случается главная неожиданность постановки: яркий и почти ошеломляющий финал. Софья где-то в уголке сцены говорит свой монолог, а фоном звучит сильная, мощная музыка, и затем, когда драматический апофеоз музыки приближается, фокус внимания смещается в центр сцены, где из середины стола вдруг поднимается Дядя Ваня. Сцена немая, в ней есть только один персонаж в статичной позе, свет, и музыка. Но это очень сильная сцена, которая производит яркое, пронзительное впечатление.

Резюме. Необычная, живая и интересная постановка классической пьесы, с режиссерскими находками, оригинальными приемами, и искорками ненавязчивого юмора, и очень эффектным финалом. И несмотря на то, что в процессе я в каких-то моментах скучала, досмотрев до конца, могу с уверенностью сказать, что постановка достойна просмотра - если и смотреть где-то эту пьесу, то здесь, в театре на Васильевском.
Tags: театр
Subscribe

  • Огнищенский уикенд

    Этот уикенд был очень насыщенным! Вечером в пятницу после работы я вечерним Сапсаном отправилась в Москву, где меня безумно радушно встретила и…

  • Рождение племяша

    Сегодня у нас в семье случилось пополнение! У моего младшего брата родился сын! С трудом верится, что мой братишка уже сам папа хотя что

  • Завершение истории с хищением бонусных средств в Юлмарте

    Забыла рассказать о том, как завершилась история с хищением моих средств из личного кабинета Юлмарта. Я написала туда обращение 31 мая. Недели 2…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments