danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль "Мещане" театра на Васильевском

На днях смотрела в театре на Васильевском спектакль В.Туманова Мещане, поставленный по пьесе М.Горького. Этот спектакль заслуженно получил Золотой софит, и международные театральные премии. Это был последний спектакль главного режиссера театра В.Туманова, и по трагической случайности мы смотрели его в день внезапной кончины его автора.

Спектакль сильный, пронзительный, оставляющий очень глубокое впечатление. Действие происходит на рубеже 19-20 веков, но проблематика, освещаемая в пьесе, актуальна до сих пор. Изменились лишь отдельные детали и антураж, но проблема отцов и детей - тема на все времена.

По сюжету в доме старого состоятельного мещанина живут трое его детей. Дочь - тревожная и неуверенная в себе Татьяна, незамужняя учительница. Сын Петя, бывший студент, которого выгнали из университета, он постоянно пьет, дабы заглушить ощущение своей полной бесполезности и неуместности, и развлекается как может. Приемный сын Нил- жесткий, лихой, самоуверенный, дерзкий. В отличие от родных детей ему ничего не далось просто так, и за то, что его кормили и вырастили, он платит трудом и деньгами. Он работает, ничего не боится, не видит авторитетов, и идет напролом к своим целям. И каким бы нахальным и нарочито дерзким он ни был, он единственный из всех детей знает, чего хочет, и видит свое место в жизни. Остальные- и образование имеют, а места своего в жизни ен видят, и злятся на это, и на весь мир.

Отец - человек традиционного патриархального порядка. Он искренне любит своих детей, и хочет для них самого лучшего. Отдал их учиться даже. Но теперь жалеет об этом, и именно образование винит в неприкаянности и неустроенности своих детей, которые все делают не так, как он хочет. Вместо того, чтобы как нормальные люди, выйти замуж, дочь работает учительницей. И несчастна, не устроена. Сын вместо того, чтобы заняться делом и жениться на подходящей партии, мается и пьет. Они и по-отцовски не поступают, протестуют против его наветов, по поводу чего постоянно происходят стычки и ссоры, и сами не могут устроить свою жизнь, и несчастны.

И в течение действия идет постоянное столкновение двух позиций, обе из которых имеют право на жизнь. Отец говорит о том, что заботится о своих детях, что всю жизнь работал, все делал ради них, чтобы им было хорошо, и сейчас он, опытный и знающий жизнь, видит четко и ясно, что нужно делать детям, чтобы их жизнь можно было считать устроенной. Чтобы они, по-его мнению, были счастливы. И он недоумевает, почему дети его не слышат, почему не хотят последовать его воле и его советам, и сделать так, как "правильно". И еще более его оскорбляет, что дети не только не идут тем путем, который он для них наметил, но и спорят с ним, ругаются, выказывают полное неуважение его идеям, и чем больше он заботится о них, тем больше выглядит в их глазах чуть ли не врагом. Это глубоко ранит и обижает его. И он не понимает, откуда столько непочтения в его собственном доме.

Одновременно с этим у каждого из детей своя драма, но каждого из них тяготит давление отца и его попытки принудить их делать то, что он велит. Они понимают, что он отец, и даже хотят относиться к нему с почтением, но внутренне протестуют против давления, и хотят сами выбирать свой путь, у них свои взгляды, свои ценности. И потому каждая беседа с отцом заканчивается скандалом. И наблюдая за их баталиями, сложно не задуматься, кто же из них прав, и есть ли вообще тут правая сторона, и в чем истина, в чем причина того, что все несчастны, и есть ли решение.

Аргументы и доводы отца звучат более убедительно. С ним невозможно не согласиться. Он знает, чего хочет, и прямо об этом заявляет. Дети, хоть они и давно выросли, выражают протест против давления и хотят решать сами. Вполне понятное желание, они имеют на него право. Но их проблема в том, что они не знают толком, чего хотят, и куда идти, и что делать со своими жизнями. Единственное, что они делают- это протестуют против воли отца. Как 13-летние подростки, протест как первая попытка становления личности, когда кажется, что если ты восстаешь против воли старшего, ты что-то решаешь сам. Но ведь это не так... И проблема в том, что протест у них есть, и они его активно выражают, и полученное образование научило их тому, как этот протест выражать, и снабдило множеством новых мировоззренческих идей, вдохновляющих их на сам факт протеста против традиционного уклада жизни, а решений взамен отцовских- нет, а те альтернативы, что они находят- куцы и суррогатны.

И вот тут возникает вопрос: это дети бездарные и неблагодарные, сами по себе, или это отец, властно ведущий их по жизни, не давая им никакой воли что-либо решать, сделал их безвольными и неспособными организовать свою жизнь?..

Честно говоря, несмотря на мою убежденную свободолюбивость, во мне больше откликались речи отца, и я сочувствовала ему, а нытье и отчаянная озлобленность на жизнь Татьяны и Петра меня не располагали к поддержке молодого поколения. Не терплю нытиков. Но правоту отца в моих глазах пошатнула его жесткость по отношению к Нилу - то, как неприемлемо жестко и грубо от отреагировал на выбор Нила жениться по любви, на той, кого выбрал сам. Несмотря на то, что отец и в этом случае действовал и заботы о Ниле, деспотичность и методы, которыми он навязывал свою заботу, как унижал сына и пытался не позволить ему принять собственное решение (несмотря на то, что он единственный из детей не жил за его счет), показали, насколько разрушительной может быть эта самая родительская забота, даже самая искренняя, если родитель не верит в свое дитя, в то, что ребенок может сам принять решение. И все рушится на глазах... И все несчастны, и все рассорились...

И вот он, тот самый вечный вопрос отцов и детей: где та тонкая грань, где заканчивается забота родителя и начинается диктат, разрушающий личность молодого человека? Где заканчивается право молодого на свободу и собственное решение и жизнеопределение, и начинается зона, где требуется вмешательство родителя? Когда родитель должен начать давать навыки принятия решений, ответственности, и воли? И где та точка, где родитель должен отпустить свое дитя в свободное плавание?

Сценография спектакля проста и интересна одновременно. На сцене- большая гостиная со столом и красивым резным буфетом, довольно мрачная. А стена за буфетом- из столбов, обвитых растениями. И все действие происходит за этим столом. Иногда в эмоциональный фон спектакля вносит вклад скромно стоящее сбоку пианино. В самом начале Татьяна играла на пианино очень красивую музыку- душевную и проникновенную, которая моментально вовлекла зрителей в действие.
Все фотографии с просторов сети


Отца играл н.а.Юрий Ицков, который уже покорил меня своим мастерством в Детях солнца. Тут у него была совсем другая роль, но и здесь он был великолепен. Он не играл, он был своим персонажем, в каждой мелочи. Какая харизма, какая внутренняя сила... И гнев, и недоумение, и отчаяние, и страх, и боль... все это сыграно так, что каждый зритель прожил все это вместе с его героем. Сильнейшая роль, высочайший уровень актерского мастерства! И когда в финальной сцене он просто сидит за столом, зритель цепенеет под грузом переживаний его персонажа, и, кажется, забывает дышать. Это не описать, это надо видеть. Браво. Спасибо.


А.Мыцык выразительно и убедительно сыграл Петра, молодец. А.Манцыгин просто прожил для нас лихого и нахального Нила. Отлично. Сцена армрестлинга- очень яркая и ироничная, даже по-своему комичная, здорово. Очень убедительно.
Сергей Лысов сыграл блаженного персонажа, который на фоне всех этих жестких жизненных баталий со своим добродушием и миролюбием выглядит странно и даже неуместно. Очень органично сыграно, прекрасно.
Героиня Н.Живодеровой немногословна, она словно тень ходит за сильной фигурой супруга, но она сыграна очень естественно, и эмоционально наполненно.
Татьяна Е.Мартыненко не особо впечатлила, как и Поля от М.Грицюк.

А вот Михаил Николаев снова порадовал. Кого бы ни играл этот потрясающий артист, он всегда органичен, естественнен и выразителен до невообразимости. В этом спектакле он играл Тетерева, певчего. Сказать, что он был убедителен- ничего не сказать. Он даже спел немного, как певчий, продемонстрировав прекрасный вокал. Была тут и чуть комичная линия, мастерски тонко проведенная им сквозь полотно повествования. Превосходно.

Резюме. Сильнейший спектакль на тему отцов и детей, который оставляет глубокое впечатление, и обозначает острые вопросы этой вечной темы, которые не теряют своей актуальности и по сей день. Спектакль великолепно поставлен и мастерски сыгран. И однозначно достоин просмотра всеми, кто ходит в театр не просто за легким развлечением.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments