danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль "Дети солнца" в театре на Васильевском

Вчера посмотрели в театре на Васильевском спектакль Дети солнца, поставленный по одноименной пьесе М.Горького, которая считается самой чеховской пьесой Горького. И правда, в экзистенциальных поисках и беседах героев сложно не увидеть аналогию с чеховскими пьесами- кажется, в соседней с Протасовыми деревне в то же время ищет смыслы, и как Вагин терзается по замужней Елене Дядя Ваня, а потерявший любопытство к жизни ветеринар Чепурной непременно знаком с циником Астровым.

И все же "Дети солнца"- самостоятельная история, и хоть она куда менее известна, чем чеховские пьесы, она определенно достойна внимания, и театр на Васильевском, поставив этот спектакль, предоставляет зрителям возможность увидеть и прожить события этой пьесы вместе с прекрасными актерами, мастерами театральной сцены.

Протасова играет з.а.РФ Сергей Лысов - очень хороший театральный актер, и играет замечательно. Его Протасов предельно убедителен и органичен во всех ипостасях характера персонажа- и в его безграничной инфантильности, и в увлеченности наукой, и бессознательном пренебрежении близкими в угоду своих эгоистических интересов, и в мягкости характера, неспособности проявить твердость и поступить жестко, и в почти детском смущении и ступоре при необходимости думать и говорить на тему чувств. Он сознательно вежлив со всеми, не пресекает даже наглость, лишь бы не ссориться, а все практические вопросы даже не берет в голову, отправляя за их решением к жене и старой няне. Он добр, мягок, и учтив, но живет в каком-то своем мире, где значение имеют только его научные исследования, и при всей своей мягкости невольно делает больно своим близким, воспринимая их как должное, не уделяя им своего внимания и участия. Он очень образован, эрудирован и умен, он рассуждает о глобальном, не видя при этом простых человеческих трагедий, разворачивающихся в его собственном доме, прямо перед ним, и оставаясь блаженно слепым к ним.

Персонаж многогранный, и Лысов играет его как дышит, ни в едином мгновении не видно игры, просто перевоплощение и полная органичность! А его непосредственность, искренность заставляют симпатизировать его персонажу, и сопереживать ему, несмотря на то, что он далек от совершенства. Я видела фотографии с первых показов спектакля, где Протасова играл приглашенный киношный артист Леонов-Гладышев. По фотографиям, конечно, нельзя судить, но у меня сложилось впечатление, что его Протасов был другим, даже в той же самой постановке. А Протасов, которого играет Лысов- настоящий, именно такой, каким он должен быть, и я очень рада, что посмотрела этот спектакль именно сейчас, и увидела в этой роли именно Лысова. Прекрасная актерская работа, спасибо.
Фотографии взяты с сайта театра и с просторов сети


Еще большое (или даже большее) впечатление на меня произвел н.а. Юрий Ицков, сыгравший Чепурного. Он великолепен. Даже при том, что он значительно старше своего героя (тому-то 40, а Ицкову уже 69), и чисто эстетически с Лизой смотрится менее гармонично, чем смотрелся бы 40-летний, благодаря его харизме, невероятному актерскому мастерству, и пара с Лизой смотрится естественно, и его Чепурной живой и убедительный, во всей противоречивой многогранности его натуры. Мастер, с большой буквы! Я много раз была в этом театре, но еще не доводилось видеть спектакли с участием Ицкова. Теперь хочется увидеть все, где он играет. Потому что наблюдать за игрой таких актеров- огромное зрительское наслаждение.


Принимал участие в спектакле также и горячо любимый и уважаемый мной актер Михаил Николаев. В этой постановке у него роль была второстепенная, я бы даже сказала, недостойная масштаба его таланта и мастерства, но в том и талант мастера, чтобы любую роль сделать яркой и запоминающейся.

И его Яков Трошин, хоть и появляется в повествовании в паре эпизодов, запоминается! Потому что такой колоритный персонаж сложно не запомнить:) Роль гротескна и иронична, но Николаев во всей гротескности умудрился быть органичным и естественным, и потому зритель смеется от души, но верит Николаеву безоговорочно. Гений. Спасибо.

Уж не знаю, это режиссер так усилил комичность образа Трошина, или Николаев так сам зажег, но тема с рюмками, которые Трошин как бы невзначай тырил, тоже сыграла отлично, и прекрасно и органично дополнила образ персонажа.

Не обойду вниманием и женщин, конечно. Замечательная Елена Рахленко сыграла строгую старую няню, воплощение молчаливой тревоги. Безупречно. Елену играла Наталья Кутасова, тоже знакомая мне по ее блистательным ролям в других спектаклях. Здесь она тоже была на высоте. Но справедливости ради отмечу, что по возрасту она уже не очень вписывается в образ Елены, -по кр. мере, той Елены, по которой может чахнуть от любви Вагин в исполнении куда более молодого Бродского. Это ничуть не умаляет качество ее игры и убедительности образа ее героини. Это так, ремарка.

Мелания- суетливый, глупый до нелепости, вульгарный и одновременно непосредственный, и лично для меня неприятный персонаж. Татьяна Калашникова сыграла этот образ ярко, выразительно, самозабвенно, и убедительно во всем многообразии несуразности порывистой Мелании. Сильная актерская работа.

Отдельно стоит сказать о сценографии и костюмах. Сценография оригинальна. Обстановка загородного дома в классической форме не воссоздается, но атмосфера и ощущение родового сельского поместья создано через комплекс дощатых колонн, на которых развешаны черно-белые фотографии. Кроме этого достаточно поставить стол со скатертью в пол, с предметами домашнего быта, и вот перед вами загородная усадьба. Очень эффектный сценический минимализм! Ну, а когда в финале сквозь щели между досками просачивается свет, создавая фантасмагорическое ощущение потусторонности, отдельный респект создателям концепции сценографии. Это выглядит эффектно, безусловно.

О костюмах, особенно женских, стоит говорить особо. Они сделаны с большим вкусом и радуют глаз. Ткани качественные, цветовые сочетания гармоничны, а стилистические и декоративные решения просты и изобретательны одновременно- настолько, что даже хочется перенять какие-то элементы этих образов для создания современного образа, который, несомненно, будет иметь успех. Лично для меня особенно интересными стали костюмы Лизы и Фимы. Ну, а наряды Мелании для меня неприменимы, но я просто оценила их исполнение.


И отдельно хочется сказать режиссеру за иронию и юмор, ненавязчиво, столь искусно освежающе вплетенные в повествование. И как бы тревожно и экзистенциально ни было действие, то и дело зритель искренне смеется, и это совершенно естественно, и очень приятно.

Единственное, что оставило спорное ощущение- финальная сцена, ибо в ней режиссер отступил от текста первоисточника, и проявил собственное видение финала. Признаюсь, что до посещения спектакля пьесу мы не читали, и по финальной сцене подумали, что Лиза умерла, но поскольку это было как-то неоднозначно, я обратилась к первоисточнику (но это тоже польза, прочла хорошую пьесу)) за ответами. И оказалось, что трепетно придерживаясь текста первоисточника, финал режиссер решил оформить по-своему. И лично мне в этой сцене чего-то не хватило немного. Танец, кот. исполняется в финальной сцене, на мой взгляд, недостаточно выразителен, чтобы поставить достойную точку в столь сильном повествовании. Сцену можно было усилить. Даже если бы стихотворение, кот. Лиза читает в конце пьесы (сбивчивое по ритму, но выразительное по существу), звучало фоном, было бы пронзительнее, сильнее. Но качество постановки в целом это, естественно, никак не умаляет.

Я слышала, как некоторые начитанные зрители недоумевали, почему режиссер исключил из постановки целое смысловое действие пьесы. И об этом стоит сказать отдельно. Сцену холерного бунта режиссер исключил специально. Но я бы не сказала, что это делает спектакль "по мотивам" пьесы. Остальное практически слово в слово как в пьесе, Туманов очень аккуратно и деликатно работал с первоисточником. И холерный бунт исключен, думаю, только потому, что необходимо было несколько сместить акценты, что и было сделано успешно. Сознательно и намеренно из социальной драмы Туманов сделал экзистенциальную, и фокус внимания направлен на более важные и вечные, и актуальные по сей день проблемы жизни- поиск смысла, страхи- у кого смерти, у кого жизни,- и любовь, столь необходимая каждому, и столь разная...

Этот спектакль, несмотря на сложные взаимоотношения героев, и вопреки всему, пронизан любовью- светлой, человечной, побеждающей страхи и угрозы... И недаром финальная сцена именно такая - да, произошла трагедия, но любовь, если она истинна, сильнее как страха смерти, о роковой роли которого говорил Протасов, так и страха жизни, который мешал Лизе дать себе право на счастье, и заставил Чепурного совершить фатальный поступок. И как бы ни были противоречивы и мятежны персонажи этой истории, оставив контур социальной темы, но исключив из пьесы холерный бунт, Туманов создал экзистенциальное произведение, ставшее одой любви- светлой, и всеобъемлющей, как бы идеалистично это ни звучало. И спасибо ему за это. Спектакль рекомендуется к просмотру.
Tags: театр
Subscribe

  • Каникулы на бис

    Вот, казалось бы, длинные новогодние выходные - такие длинные, что их даже называют каникулами. И, вроде, и не занимаешься ничем особо, и ничего…

  • Римское утро или жизнь прекрасна

    Это свидание с Римом, к сожалению, выдалось очень коротким, - впереди новые красоты, долгожданная встреча с любимой Надин, позитивные эмоции, и…

  • Летнее свидание с Римом

    Рим. Мне кажется, я полюбила этот город задолго до того, как в нем побывала. Мы очень долго ждали встречи, и вот в этом году повстречались аж…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments