danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Патрик Модиани "Горизонт"

Патрик Модиано- французский писатель, обладатель Нобелевской премии по литературе. Рецензии на его произведения настолько комплементарные, что мне прям стало совестно, что я не знакома с творчеством этого автора, и я решила исправить это упущение. Выбор пал на одно из наиболее поздних, относительно недавних произведений- повесть "Горизонт".

Скажу честно, я не поняла, в чем именно его гениальность, и о чем вообще задумывалась эта книга. Такое впечатление, что писатель не знал, о чем писать, и просто записывал отдельные мысли, а потом слепил из них некую историю, не особо заботясь о том, чтобы история эта была связная, характеры были прорисованы, и была какая-то динамика и развитие сюжета.

По сюжету пожилой главный герой вспоминает девушку, с которой был знаком 40 лет назад. В памяти его всплывают отдельные эпизоды: их знакомство, разные моменты общения, люди, с которыми они попутно общались (зачастую мимолетно). Писатель детально описывает каких-то людей, их внешность, повадки, уделяет им столько внимания, словно они что-то значат- если не для повести, то хотя бы для главных героев. А потом оказывается, что это проходные персонажи, и повествование о них прерывается настолько же резко и бесповоротно, насколько детально они были описаны. Люди, места, события- затрагиваются и бросаются, растворяются в небытие.

Возможно, таким образом писатель показывает бренность и несущественность того, что окружает нас каждый день, или создает атмосферу памяти, хранящей множество воспоминаний, большинство из которых по прошествии времени блекнут и размываются границами. Лично у меня поначалу этот стиль вызвал ощущение экзистенциальности повествования, и я все ждала события, которое вскроет некий нерв бытия, к которому автор ведет читателя. Но эти ожидания не оправдались, автор привел читателя в никуда. Точнее, он пришел в некую условно логическую для себя точку, а вот для чего туда было идти теми тропами, которыми он вел читателя, я не поняла.

Не поняла, с чего он 40 лет жил спокойно, а вдруг на старости лет вспомнил о той девушке, отправился в паломничество по их местам и воспоминаниям, и стал ее искать. А почему он не делал этого раньше, зачем было ждать 40 лет? Почему именно сейчас, и именно так активно стал действовать? Мотивация непонятна. Почему она сбежала, испугавшись полицейских расспросов- непонятно. Она ж сама обращалась до этого в полицию по поводу преследователя, значит она не была в розыске, и скрывать ей было нечего. Но при этом вся ее жизнь окутана туманом какой-то псевдотайны, в котором она и растворяется по какой-то невнятной причине. Что именно послужило причиной ее страха перед полицией я так и не поняла.

Единственное, что прорисовано тут отчетливо- это тема страха. Уж не знаю, задумано так было автором, или нет, но для меня это было темой страха, который люди при думали себе сами, и перед которым пасуют и позволяют ему определять ход жизни.

Маргарет и ее преследователь. Почему она так сильно его боялась, что цепенела от одного его вида, переезжала, постоянно оглядывалась, срывалась с места, когда он ее находил, бросая всех обретенных знакомых и даже близких? Да, она сходила в полицию, где ее не приняли всерьез. Тогда попытка сопротивляться была бесполезной. Но дальше-то! Багериан дал отпор преследователю, и с ним можно было пойти в полицию, - на основании показаний их двоих можно было получить запретительный ордер. Но она этого не делает. Более того, она не принимает помощи Багериана, который настойчиво ее предлагает. Почему? Не едет с ним в Аргентину. Почему? Уж туда-то ее преследователь не поехал бы за ней- слишком далеко и дорого. Да и с Босмансом можно было найти решение. Но нет, она закошмарила себя настолько, что сама у себя украла жизнь. Клинический случай.

Босманс и его деспотичная мать. Даже будучи взрослым, при ее виде он цепенеет, и когда она начинает требовать у него денег, отдает все, что имеет- просто из страха. Когда она находит его, переезжает. Не ходит по улицам, где может ее встретить. Нет, личность она малоприятная, разумеется. Но откуда такой паралич мозга-то берется при ее виде? Ну, и если есть детская психологическая травма, которая дает такой сильный эффект, почему не походить к психологу и не освободиться от этого? Нет, ему тоже проще прятаться.

Ну, в общем, они нашли друг друга. И потеряли, собственно, потому же. И если книга об этом, то тема раскрыта, но ей не хватает развязки, чтобы было показано не только, что такое бывает и к чему приводит, но и как с этим справляться. Но автор не удостаивает читателя рецепта. Ну, а если книга была задумана не об этом, тогда я вообще не поняла, о чем она была и для чего.

Резюме. Модиани хоть и титулованный автор, меня книга Горизонт не впечатлила, и я рекомендовать ее к прочтению не могу.
Tags: книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Тимоте де Фомбель "Нетландия. Куда уходит детство"

    Некоторое время назад дочитала книгу Тимоте де Фомбель "Нетландия. Куда уходит детство". Решила в свое время ее почитать, увидев в одном из…

  • Кабачковые блины

    Лето- сезон кабачков, и самое время их готовить. Но жарить их, как я обычно это делала, в этот раз что-то не хочется. Стала присматривать что-то…

  • Инфернальный закат

    Мне кажется, я таких туч с кровавыми краями еще никогда не видела. А сегодня после ясного дня во время заката по небу расползлось чернильное пятно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments