danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Сесилия Ахерн "Постскриптум"

Сесилия Ахерн выпустила книгу "Постскриптум"- продолжение истории "P.S. Я люблю тебя", которая ее в свое время прославила. Возможно, тем самым она хотела подогреть читательский интерес, который успел подостыть, пока она занималась детьми. Ну, внимание она привлекла. А вот повторить успех первой книги, на мой взгляд, не получилось. Но мой вердикт субъективен, и обусловлен в основном тем, что я не одобряла всю фабулу сюжета, и действия героини, а за осуждением качество книги увидеть сложно.

Итак, главная героиня- та самая Холли, которая пережила смерть мужа Джерри 7 лет назад, и постепенно вынырнула из тьмы депрессии, вызванной потерей любимого, и вернулась к жизни. У нее есть отношения с мужчиной даже, и вполне себе нормальная жизнь. Но работает она почему-то в магазине винтажного сэконд-хэнда своей сестры, где сортирует все, что им приносят, и восстанавливает, придает товарный вид тем вещам, кот. в этом нуждаются. По сути она работает в кладовке, где целый день разбирает старые шмотки.

И начинается все с того, что ее сестра в своем магазине устраивает подкасты, и решила сделать подкаст на тему смерти, и уговорила Холли в этом участвовать, и рассказать слушателям свою историю, про письма Джерри. Честно говоря, самое частое слово, которое приходило мне в голову во время прочтения, это bullshit. Возможно, это усиленные занятия английским сказываются, или просто это слово самое подходящее для характеристики моего отношения к событиям книги, но только им я и могу описать все это. Какой на фиг подкаст в магазине секонд-хэнда, пусть и винтажного?! Кто будет его слушать? А уж тематика для подкаста магазина- ну просто потрясающая. Мне даже любопытно посмотреть на человека, кот. стал бы слушать такой подкаст. В общем, бред, по-моему, по определению.

А Холли- она еле выплыла из той истории, вернулась к жизни, только все устаканилось, любящий мужчина рядом есть.. Зачем ворошить такое болезненное прошлое, воскрешающее призраки? И главное для чего? Гэбриел был против, и я была с ним абсолютно согласна. Причем во всем. Но мы с ним были в меньшинстве, к сожалению, и потому получилась целая книга.

Дальше - больше. Упрямая старушка так вдохновилась услышанным подкастом (старушки они вообще большие любительницы подкастов, да, особенно магазинных, мы просто не подозревали об этом:) bullshit), начинает атаковать Холли на предмет того, чтобы та непременно делилась этой историей дальше, и несмотря на то, что Холли ее избегает, в итоге оказывается, что предприимчивая старушка успела даже организовать клуб "P.S. Я люблю тебя" из группы умирающих энтузиастов, желающих оставить своим близким письма аналогичные тем, что оставил для Холли ее почивший муж. И те, науськанные старушкой, не находят ничего лучше, как приходить в магазин, где работает Холли, и молчаливо на нее пялиться. Типа немым укором. Сентиментальная до оскомины хрень, на мой взгляд, bullshit.

Дальше еще круче. Они просят Холли помочь им писать письма для их близких. Как может чужой человек придумать, что вы хотите сказать своим близким после вашей смерти- такое, что будет значимо только для вас?! Да и кто сказал, что она может кому-то с этим помочь? Она же получала эти письма, не писала! Она просто фасовщица в магазине, а не писатель. Высосано из пальца, имхо.

И вот она, такая вся не желающая во всем этом участвовать, ощущающая, как мрак прошлого горя начинает засасывать ее вновь, а призрак умершего мужа вытеснять реального мужчину из ее жизни, не в состоянии сказать нет из чувства жалости, и начинает им помогать. ВМЕСТО своей жизни. Вот тут у меня внутри просто завыла сигнальная сирена протеста против нарушения личных границ. Для меня это было не про милосердие или подобную сентиментальную милоту, а про критическое для выживания неумение сказать нет, и полное нарушение личных границ. На мой взгляд, она не помогала им, а просто позволила им их проблемы сделать ее проблемами, причем на глубоком уровне, заняв и ее время, и эмоционально втянув ее в это. И это не та помощь, без которой люди немощны, это совсем другое!

Попросив ее помочь написать письма (подсказать, как их написать), они ее использовали куда более масштабно. Одному она, например, помогает снимать видеообращения. Он сам все знает, она только снимает. И в чем смысл? Почему он не мог попросить кого-то из знакомых? Почему она должна ради этого отпрашиваться с работы, откладывать какие-то свои дела?.. Бред. Даже если не думать о бредовости самой идеи помощи с письмами, эти действия явно выходили за рамки этой роли.

Ну, и главный bullshit- это история с 16-тилетней молодой мамашей, умирающей от рака, которая попросила Холли научить ее читать и писать, чтобы она могла своей дочке написать письмо. Ахерн рисует жалостливый образ брошенной родителями (которые выгнали ее, узнав о беременности) чуть ли не святой девочки, но детали ее "ангелочка" не выдерживают мало-мальски логического взгляда. Итак, девочка росла в верующей семье, где родители хотели дать детям лучшее. Залетев в 15 лет, она бросила школу и теперь героически растит ребенка, и страдает, что не может прочитать этикетку на детском питании, и не может прочитать дочке книжку... Я, конечно, не знаю, как учат в школах Ирландии, но что-то мне подсказывает, что уж читать и писать к 15ти годам дети умеют. Тем более, дети из приличных семей, где их нацеливают на образованное будущее. Или она бросила школу, не начав в нее ходить? Или как она умудрилась в 16 не уметь читать? Бред. bullshit.

В процессе описания всех этих событий есть и милые сцены, есть трогательные, есть забавные. Затронуты важные, может быть, темы. Но я никак не могла проникнуться всем этим. Я не могла принять ни то, как Холли позволила проблемам чужих людей полностью завладеть ее жизнью, ни то, как Джерри призраком снова вошел в ее жизнь, вновь и вновь возвращая ее эмоционально в то время, когда они были вместе, и где не было места рядом с ней кому-либо еще.

Ни саму идею, кстати, тоже не одобряю. Со стороны выглядит мило, и трогательно. И тут все оч. индивидуально, конечно. Но лично я не хотела бы таких писем. Потеря близкого - это трагедия, и ее нужно прожить, и отпустить, восстановить силы и жить дальше. Если будут снова и снова приходить какие-то письма, даже принося любовь того, кто ушел, они принесут и новую боль, поскольку продлевают ощущение того, что близкий человек рядом, и обнажают снова боль потери. Это все равно, что срывать корочку с заживающей раны. Зачем? Те, кто уходит, как верно подмечено и в книге, делают это не только и не столько для тех, кто остается, сколько для себя- чтобы продлить себя в жизни своих близких, чтобы не забыли. Но никто из любящих и не забудет. Но память и присутствие фантома, который не дает оправиться от боли потери и идти дальше - вещи совсем разные.

Ближе к финалу и самой Холли в ее советах стали приходить здравые мысли, и ей самой дали оч. дельный совет, и про личные границы (хоть этот термин и не звучал) до нее, вроде как, тоже дошло. И закончили на такой сентиментально-оптимистичной ноте, что прям впору смотреть, не поселился ли у Холли розовый единорог:) Но лично меня больше всего порадовало то, что здравые мысли относительно всего этого, и нечто, что упорядочило этот хаос, все же пришло.

Зачем я это читала? Это вопрос, да:) Видимо, по привычке читать с удовольствием книги Ахерн. Содержание мне совершенно мимо кассы. Но надо сказать, что были и смешные моменты, пару раз я прослезилась, а многое вызвало самые разные эмоции. Т.е. книга не оставляет равнодушным, а значит, независимо от того, одобряю я или нет события и поступки, кот. описаны в книге, она определенно имеет эмоциональный отклик в читателе, а значит что-то в ней точно есть. Так что читать или нет- это решение индивидуальное. Среди женской аудитории, уверена, у этой книги найдутся поклонницы.
Tags: книги
Subscribe

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Ребекка

    Посмотрела новую экранизацию романа Дафны Дюморье Ребекка, вошедшего в историю оскароносным фильмом Хичкока, снятым в 1940г. На Кинопоиске многие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments