danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Загадочные вариации" в театре на Фонтанке

В самом начале года побывали на одном из первых показов нового спектакля любимого Молодежного театра на Фонтанке "Загадочные вариации", который был поставлен по одноименной пьесе Э.-Э.Шмитта. Кроме того, что это премьера, что само по себе уже притягательное событие, в этом спектакле играет потрясающе талантливый артист Сергей Барковский, так что пропустить это было невозможно:) И это было здорово.

Постановка начинает вовлекать зрителя еще до начала спектакля- зайдя в зал, невозможно не обратить внимание на масштабную декорацию, которая не только показывает, что действие будет происходить в библиотеке образованного, начитанного и консервативного человека, но и создает соответствующую атмосферу. Огромные книжные шкафы из темного дерева, заполненные толстыми книгами в старинных переплетах, камин в мраморной раме... Все сделано так качественно, что даже кажется, что мрамор камина настоящий.

Дальше- больше. Костюмы из качественной, хорошей ткани. Все подобрано, подогнано, чтобы идеально сочеталось. Главный герой спектакля- писатель, и по ходу повествования идет речь о его недавно изданной книге. В библиотеке автора есть экземпляры, и даже целая упаковка, присланная из издательства. Каждая книга - не бутафорская, вполне настоящая (их листают), и на каждой яркая суперобложка, на которой отчетливо видно название книги, автор и сзади, где обычно пишут об авторе, даже фото Барковского. Т.е. это было специально заказано в типографии для спектакля. Если присматриваться, замечаешь, что в каждой детали оформление старательно доведено до совершенства.
Фотографии с сайта театра
Смотрите сами: даже карандаши в стакане на столе - и те точно в тон с костюмом главного героя, под каждый из элементов костюма свои.

В наше время минимализма, оригинальных идей и творческих аллегорий такая педантичность даже удивляет. Это классика, которую мы уже почти теряем, и здесь она представлена идеально, и попадает точно в цель.

На сайте театра на странице спектакля нашла такую фразу: "«Загадочные вариации» в Молодежном станут дипломной работой молодого режиссера Дарьи Камошиной и начинающего театрального художника Екатерины Альтовой. Удачный эскиз этого спектакля, созданный в стенах РГИСИ, было решено развить и под художественным руководством Семена Спивака воплотить на сцене театра."

Откуда такая старательность в оформлении стало понятно- молодые таланты старались проявить себя в лучшем виде, зарекомендовать себя качественной работой. И можно смело сказать, что у них это получилось.

На сцене всего 2 актера, и в течение 1ч40мин они ведут диалог. Разговорный жанр, философские беседы. Сразу веет обещанием скуки, да? Но эта пьеса и спектакль рвут стереотипы. Сюжет, кажущийся изначально простым, по ходу повествования несколько раз делает неожиданные повороты, и держит зрителя в тонусе, бодрит и интригует. Вот уже, вроде бы, подошли к какой-то логической точке, а в последний момент раз, и словно случайно оброненное слово переворачивает все с ног на голову, и закручивается новый виток развития событий.

Пьеса драматическая и даже философская, в диалогах персонажей затрагиваются экзистенциальные темы, и мелькают яркие семантические всполохи философских дискуссий о природе любви, наслаждения, о любви духовной и плотской, о высоком и бытовом, об одиночестве и страсти. Но все это так талантливо обыграно, что скучно не будет никому, а тем интеллектуалам, кому не чужды все эти темы, дается интересный ракурс и материал для размышления.

Эта пьеса кажется простой, а оказывается интригующей неожиданными поворотами, дает экзистенциальные зарисовки, и при этом веселит зрителя, позволяет зрителю прийти к каким-то выводам, а затем открывает их ошибочность... В этой пьесе все не то, чем кажется сперва, - многослойно. И не знаю, специально это было сделано, или это просто совпадение, но даже в оформлении все словно подчеркивает эту многослойность: книги в шкафах в несколько этажей, на столе все книги стопками, даже книга главного героя, и та не в обычной обложке, а поверх надета суперобложка, перетягивающая на себя внимание.

В этом спектакле немало юмора. Хорошего ситуативного юмора, иронии, выразительности. Спектакль живой, в нем есть настроение, атмосфера, развитие, энергетика. Он яркий и ёмкий.

И конечно, интересный материал и качественная постановка.. но все же главное впечатление, которое получает зритель в театре, дают актеры. И в этом спектакле актерская работа превосходна. Барковский- виртуоз. Какая харизма, какая ювелирная многогранность, какая выразительность! Его герой- не самый приятный персонаж, в нем много отталкивающих качеств, которые ему прощают лишь из-за его популярности. Но и в этой личности много слоев, и их по ходу действия снимают, один за другим, словно чистят луковицу, пока не снимут всю броню, и не докопаются до слоев, где персонаж, несмотря на все его колючки, живой чувствующий человек.

Его оппонента играет Андрей Некрасов. Его Ларсен- совсем другой персонаж. По-своему кажется, что простой, по-своему оказывается многогранный. Кто он? Жертва обмана? Муж, с которым обманывают любовника? Защитник? Мститель? Изощренный интеллектуальный мститель? Или вообще нечто большее? Эта история очень затейливо распределяет роли, - настолько, что по сути только ближе к финалу понятно, кто есть кто, и сколько жизненных ролей одновременно у каждого персонажа. Некрасов еще не достиг магии игры Барковского, но он играет очень убедительно. Это его роль. И трудно даже представить, что Ларсен может быть каким-то другим.


Спектакль поставлен по пьесе, но в некоторых моментах текст пьесы для постановки немного адаптирован. Текст по большей части оригинальный. Но Спивак по-своему расставляет акценты, сглаживает лишние острые грани, фокусируя внимание на чем-то более важном. И на примере финала, где не изменено, кажется, ни слова, но чуть иначе дано эмоциональное наполнение, я отчетливо увидела, как он прав. Его видение и то, как он чувствует этот материал, и каким его открывает зрителю, мне гораздо ближе, чем оригинальные тональности автора.

А за то, когда почти в финале звучит один выстрел (вместо двух, написанных Шмиттом), отдельное спасибо. Очень проникновенная, ёмкая сцена. За те секунды, пока на сцене никого нет, в голове зрителя рождаются варианты развязки, беспощадно логичные, но одинаково трагичные. И в воздухе застывает напряженной тишиной интрига: кто же... И когда ответ становится ясен, - зритель переживает очередной эмоциональный прилив. Эффектная точка.


Резюме. Интересный, живой, яркий, эстетичный и великолепно сыгранный спектакль, который интригует, увлекает, и имея несколько уровней глубины, дает возможность посмеяться. Нам очень понравилось. К просмотру рекомендуется (16+ строго).
Tags: театр
Subscribe

  • Шерлок в России

    Голливуд в коме, смотреть нечего. Случайно наткнулась на отечественный мини-сериал Шерлок в России с Максимом Матвеевым в главной роли, и решила…

  • Во власти Луны/Moonstruck

    Посмотрела сегодня старый (1987г) фильм Во власти Луны/Moonstruck, который в свое время получил аж 3 Оскара, еще несколько номинаций, и другие…

  • Ребекка

    Посмотрела новую экранизацию романа Дафны Дюморье Ребекка, вошедшего в историю оскароносным фильмом Хичкока, снятым в 1940г. На Кинопоиске многие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments