danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль "Верная жена" в Молодежном театре на Фонтанке

Посетила на днях Спектакль "Верная жена" в театре на Фонтанке, поставленный по пьесе Сомерсета Моэма.
Что можно ждать от спектакля по пьесе Моэма об адюльтере? Философскую драму, разбирающую чувства пострадавшей стороны, основы семейных отношений, и неминуемые последствия разоблачения обмана. В принципе, все так и есть, но этот спектакль намного превзошел мои ожидания, ибо есть еще один существенный фактор, который я не учла - пьесу поставил Спивак, а этот человек, искусно раскрывая драматическую тему, может дать луч света в любом темном царстве. И в результате я ушла из театра в тот вечер с прекрасными впечатлениями и в полнейшем воодушевлении - мне очень понравилось.

Все фотографии взяты на просторах интернета
Не знаю, как других, но меня постановка забрала с первой же сцены. Но не потому, что было показано, а потому, как это было показано. На сцене разыгрывалось свидание мужа главной героини и ее лучшей подруги. Казалось бы, как это может увлечь? А вот Спивак умеет.

Сцена эта обыграна танцем- интересным, стильным танцем. Да, актеры видно, что не танцоры, нет у них танцорской пластики движений, но хореографу большой респект, ибо даже при этом пластическом несовершенстве исполнителей танец выглядел завораживающе. Без лишней экспрессии, - сдержанно, контурно, но красиво, удивительно выразительно и эмоционально.

Отдельно нужно отметить музыкальное оформление спектакля. Это обычно что-то второстепенное, но в данном случае музыкальное оформление настолько органично вплетено в повествование, и так хорошо дополняет его, обогащая эмоциональную палитру действия дополнительными красками, оттенками, что хочется это похвалить особо. Музыкальный материал подобран, кажется, неожиданный, но он предельно точно вписан в контекст, обыгран, и в канве спектакля играет даже сильнее и интереснее, чем в первоисточнике. В частности, красной нитью спектакля проходит песня Lizz Wright "My Heart" (спасибо, что пустили ее на поклонах, успела пошазамить) - отдельные ее фрагменты, музыкальные фразы вплетены в спектакль, и словно живут в нем - сердечным ритмом, натянутым нервом, страстным порывом...

Танец, с которого начинается спектакль, сделан как раз под тему из этой песни, и в нем буквально физически ощущается химия страсти, атмосфера сцены,- музыка и рисунок танца сплетаются в страстном порыве, раскрывая смысл сцены, а актеры- словно лишь инструмент, выражающий это единство и кипучее взаимодействие.

Главные роли играли Анна Геллер и Юрий Сташин. Проверенный временем и сценой театральный дуэт, который я уже видела в "Любовных кружевах", в этой постановке предстает в совершенно других образах. Не сказать, что в их игре есть какая-то особая магия, но они абсолютно убедительны, в каждой сцене, как бы ни менялись их персонажи, в какие бы обстоятельства ни попадали, какие бы эмоции ни переживали.
Отдельно хочу отметить Татьяну Григорьеву, сыгравшую второстепенную роль матери главной героини. Вот уж кто зажег, так это она. У нее была оч. своеобразная героиня, ироничный, комедийный образ, даже с элементом гротеска, но она настолько это естественно отыграла,- просто блестяще!


Зародившись на классическом адюльтере, повествование, тем не менее, имеет и неожиданные повороты и решения. Позиции близких, позиции фигурантов, и последствия, и методы излечения от того, что смертельной хворью забралось в отношения между людьми... В каждом из этих звеньев автор пьесы нашел для зрителя оригинальный поворот и тему для размышления. Также на примере Бернарда раскрыта тема беззаветной любви, в которой человек растворяется, теряя самого себя. Пожалуй, самая суть раскрыта в крошечном диалоге героини с матерью:
Констанс. Я едва не вышла за него замуж, знаешь ли.
Миссис Калвер. Так почему не вышла?
Констанс. Я думаю, он слишком явственно выказывал желание лечь на пол, чтобы я могла вытирать об него ноги.
И каким бы романтичным и увлеченным, преданным и верным (особенно на фоне изменника мужа) ни был вернувшийся из прошлого пылкий Бернард, он по-прежнему готов лечь на пол, чтобы об него вытирали ноги, и это не вызывает ни уважения, ни желания ответить ему взаимностью, как это ни парадоксально.

Сценография спектакля тоже прекрасна. Действие в основном происходит дома у главных героев, и контур гостиной очерчивает центральная секция декорации. Мелочь, конечно, но лично меня радовала эстетичность декора, цветовая палитра, качество материалов, и даже люстра. Секция с лестницей в кабинет мужа, где он проводил операции, стыковалась справа, прихожая- слева. Все три секции при необходимости разъезжались, и сближались, составляя снова контур дома, - слаженно, плавно, не требуя приостановки действия. Даже технически спектакль доведен до совершенства.


Ну, и вишенкой на торте стал финал. Романтичный, красивый, трогательный финал, совершенно неожиданный. И совершенно не моэмовский, как мне показалось, и я не ошиблась- когда придя домой, я посмотрела, чем закончилась пьеса у Моэма, оказалось, что автор ее закончил на цинично-ироничной ноте, и читателю самому предоставлено додумать, как сложилась в дальнейшем судьба героев. И за светлый финал спектакля нужно поблагодарить Спивака, который в свойственной ему манере (за которую я ему бесконечно признательна) решил закончить эту историю тепло и красиво.

А поскольку текста на такой финал не было, режиссер, не покушаясь на авторство классика, мастерски прорисовал свой финал, не добавив ни единого слова - через движения и танцы. Кроме стартового танца, который меня так впечатлил, в спектакле было еще несколько танцевальных этюдов, тоже весьма оригинальных.

Эмоциональная развязка, перелом. Странные на первый взгляд движения, ломаные линии, - необычный рисунок движений, которые вроде как даже не танец, а пластический этюд, сыграли, тем не менее, целую сцену, выразив очень красноречиво и доходчиво всю гамму эмоций, переживаемых героями, самых противоречивых, и позволили зрителю эмпатически пережить эти эмоции вместе с ними, буквально за минуту-другую, при том, что не было произнесено ни слова, и не было даже видно лиц актеров, ибо они лежали на сцене.
Ну, и финал - мягкие, словно ненарочитые и почти неловкие, такие домашние движения, в которых и смущение, и нежность, и которые вкупе с французской музыкой несли какое-то светлое тепло... Ну, и самая завершающая сцена- много лет спустя- это уже не танец даже, это просто милота:) И пусть это сентиментально, но спасибо Спиваку за этот светлый аккорд. Это было красиво.

Резюме. Замечательный спектакль, который оказался намного интереснее и ярче моих ожиданий. Ироничный, остроумный, оригинальный, эстетичный, и отлично сыгранный. С удовольствием рекомендую его к просмотру.
Tags: театр
Subscribe

  • Прикол с исполнением желания

    Известный факт, что важно уметь четко формулировать свои желания. У меня сегодня был прикол на эту тему:))) Я хочу на Сицилию - поехать в тур,…

  • Утренний курьез

    Присматривалась я некоторое время к вакууумным банкам для массажа лица, и решила-таки их заказать. Вчера забрала заказ и стала экспериментировать.…

  • Прикол об итальянских традициях

    Сегодня открыла для себя очень любопытный аккаунт в Инсте. Девушка из Питера (хотя очч. похожа на итальянку) замужем за итальянцем, живут на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments