danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль "Нас обвенчает прилив" Молодежного театра на Фонтанке

У Молодежного театра на Фонтанке много поклонников, для которых премьеры театра- радостное событие, а потому билеты на новые спектакли в прямом смысле нужно ловить, ибо они разлетаются буквально за час. Спустя полгода после премьеры мне удалось поймать билеты на новинку весны этого года- спектакль "Нас обвенчает прилив", и 22 октября мы его увидели.

Сразу скажу, что этот спектакль вызывает очень противоречивые впечатления. И первое, что нужно помнить, чтобы оценить его по достоинству, - для его восприятия надо отключить оценочность, нужно рассматривать его как художественное произведение, которое талантливо независимо от того, одобряете вы поступки героев или нет. Особенно это касается тех, кто по природе своей склонен к порядку и рациональности. Я отношусь как раз к этой категории людей, и я не сумела отключить оценочность, а потому мне смотреть эту постановку было тяжело и часто неприятно, ибо она о противостоянии порядка и иррациональности, где последняя побеждает, разрушая на своем пути все, что как раз для меня относится к жизненным ценностям. Мой спутник смотрел безоценочно, более творчески, и ему все понравилось.

По сюжету девушка приезжает в отчий дом познакомить жениха и будущую свекровь со своими родственниками- отцом, братом и сестрой. Девушка аккуратная, ответственная, образец добропорядочности и консервативного понимания идеальной жены, и ее будущая семья- представители тоже традиционного консервативного общества. Чего не скажешь о семье, в которой она выросла. Несмотря на то, что она предупредила о визите, и прислала денег для подготовки приема гостей, отчий дом встречает их грязью, безумным бардаком, и отсутствием хозяев. Их не ждали, или всем было наплевать, что они приедут. Джулии стыдно за все это перед женихом и его матерью, привыкшим к порядку и чистоте, и она пытается спешно прибраться. Никакой еды в доме тоже нет, и за продуктами отправляется мать жениха.

Дальше начинают появляться родственники. Брат Люсьен- его бросила жена, и он упивается своим положением жертвы и самоуничижением, несет звание рогоносца как орден, и обиду на жену, злость на себя он транслирует на весь окружающий мир, отпуская ядовитые реплики, и пытаясь всем вокруг доказать, что женщины- пустые и никчемные создания, а жизнь вообще дрянь и не стоит внимания. Он ждет письма из Африки, куда послал заявку на работу, чтобы убежать подальше от всего, что было связано с женой, и от самого себя, и в ожидании прозябает в пьянстве и жалости к себе. Он демонстративно нарушает все нормы приличия - ходит в обуви по столу, ест из салатницы за общим столом, говорит гадости, когда нужно поддержать светскую беседу... Тем не менее, в критической ситуации его рассуждения о жизни весьма интересны, и достойны анализа и осмысления, и этот персонаж временами кажется самым разумным в этом безумии. Сергей Яценюк очень убедительно играет эту роль, - органично и естественно.
Все фотографии в этом посте с сайта театра и с просторов интернета


Отец. Человек- хаос. Наивный и беспечный балабол, он безостановочно говорит, травит какие-то байки, врет напропалую, и полностью оторван от реальной жизни. Для него деньги- вода, обязательства отсутствуют, он как искра горит, и живет одним мгновением, не думая ни о чем, не заботясь ни о себе, ни о детях, не придает значения каким-либо мирским вещам (например, на что жить), он с удовольствием проявляет благородство за ваш счет ("дочка, я был вынужден позволить ей заплатить в магазине, расплатись"), и все делает на полную катушку, в т.ч. пьет- много и часто, до забытия. Он инфантилен, активен, позитивен, и по-своему даже очарователен. Но едва ли кто-то захочет такого паразитирующего персонажа в родственники. Отца виртуозно сыграл Константин Воробьев. Сложный, эмоционально очень заряженный персонаж, и Воробьев показал нам его настолько настоящим во всей его многогранной неоднозначности, что можно только аплодировать стоя. Персонаж мне антипатичен, но то, как он был сыгран- это восторг.


Ну, и, наконец, сестренка Жанетта. Провинциальная шлюшка, патологическая лгунья, провокаторша, неряха и грубиянка. Наверное, ей когда-то хотелось быть хорошей и достойной, чтобы ее любили. А когда она поняла, что это не получится, она стала противоположностью. На зло - жизни, окружающим, самой себе. И чем ниже она падала, тем больше ненавидела себя за это, и транслировала это на окружающий мир, обвиняя его в своем несчастье. Да, она тоже страдающая душа, и она тоже, как и брат, несет свое несчастье как орден, и упивается своим ничтожеством, бросая вызов порядку, морали, и всем общественным устоям, и агрессивно презирая всех, кто эти устои представляет, и одновременно завидует им.

Очень бурный, сложный, многогранный персонаж, очень нестабильный эмоционально. Это энергетический вампир, который постоянно провоцирует других на выплеск эмоций. Она балансирует на грани, у нее нет ни логики, ни правды, ни правил. Это как динамитная шашка с зажженным фитилем, каждую минуту надо быть готовым к взрыву. Эту героиню сыграла Эмилия Спивак. И вот в отношении этой актерской работы у нас мнение осталось неоднозначное. С одной стороны, Эмилия всю сложную многогранность своей героини раскрыла, эмоционально играла на пределе, и образ до зрителя донесла, при всей его неприятности.

С другой- были сцены, где ее художественный язык резал слух и был мимо образа. Это были сцены, где ее героиня показывала скверные стороны своей натуры, нападая, демонстрируя агрессивные повадки, эпатаж и грубость. В этих сценах у Эмилии появлялись оч. характерные неестественные интонации, затягивание слов в речи, которое даже затрудняет понимание. Точно ТАК она играла мужской образ в спектакле "Последнее китайское предупреждение". Там нам тоже не понравился этот стиль, но он хотя бы имел попадание в образ персонажа. Тут- этого попадания нет, тут совершенно другой образ, другой персонаж, а игра один в один такая же. И эта повторяемость была неуместна, и неприятно удивила. Все-таки Эмилия довольно разноплановая актриса, да и папа режиссер, и как такое получилось непонятно.

И вот с этим взрывоопасным зоопарком приехала Джулия знакомить жениха и будущую свекровь. Они, разумеется, в шоке от всего этого, но ради Джулии из вежливости решают остаться до вечера. И дальше происходит то, во что я не поверила ни на мгновение: приличный и разумный жених Джулии, Фредерик, вдруг как громом сраженный, осознает, что влюблен в Жанетту, и бросает свою образцовую невесту Джулию, и уходит в неизвестность с буйной оборванкой Жанеттой, которую знает пару часов, причем с самой отвратительной стороны. Что это? Помешательство? Укус комара, переносящего коровье бешенство? У меня возникает оценка данного поступка только такого характера. Но авторы постановки считают, что это - любовь...

О любви же написано и во всех рецензиях, любви же и я ждала в этом спектакле. Любви, которую я, шедшая домой раздосадованная и возмущенная, была уверена, что не увидела. И финал был для меня непонятным, нелогичным, бессмысленным, и несущим совершенно непостижимый посыл. Но после детального обсуждения спектакля дома, меня убедили в том, что нельзя сказать, что спектакль не о любви. Он о любви, просто совсем в другом ее проявлении, чем я ее для себя вижу и приемлю. И именно поэтому увиденное вызвало во мне такое бурное неприятие. Да. Он о любви как чувстве иррациональном, стихийном, возникающем внезапно, пылко, вопреки здравому смыслу, страстно, и сметающем все на своем пути. О чувстве настолько сильном и бурном, противоречивом, что оно, захватывая, ведет лишь к разрушению, и приносит не счастье, а боль.

Что ждало союз Фредерика и Жанетты? Было ли у них хоть какое-то будущее? Мужчина, воспитанный в консервативной традиции, привыкший к тому, что дома чисто, сытно, что его уважают, он достойный член общества... И женщина-хаос, неряха, патологическая лгунья, эмоционально нестабильная, не знающая никаких правил и норм, не умеющая себя вести в обществе, не представляющая, что такое дом и хозяйство... Они из разных кругов общения, у них разные интересы, воспитание, не может быть общих друзей... Что ждет их, когда они познают друг друга, опьянение новизны пройдет, искра страсти потухнет? На мой взгляд, кроме разочарования ничего. По кр. мере, Фредерика. Эта истеричка манипуляторша измотает его окончательно (он за пару часов с ней постарел лет на 10!), и он вернется к руинам своей жизни. Или она будет держать его, присосавшись, как пиявка, шантажируя самоубийством (что она уже демонстрирует, едва отношения начались). Иными словами, перспектива этих отношений фатальна. Возможно, в этом и есть логика финала, в этом и есть смысловой посыл - в том, что окунувшись в это чувство, сделав выбор, они обрекли себя на погибель, и неизбежный конец режиссер просто приближает во времени, притягивает в рамки спектакля.


Поскольку для меня любовь это нечто совсем другое, чем для героев этой истории, я не смогла поверить в происходящее на сцене. Актеры играли убедительно. Но я все равно была во власти "не верю", ибо мой рациональный мозг не верит, что такой мужчина, как Фредерик, мог вот так влюбиться в эту шалаву и пуститься во все тяжкие. Ну не верю и все. Не бывает так в жизни, мне кажется. Ну, по кр. мере, у людей в здравом уме и рассудке. Но это мое субъективное суждение. А автор пьесы и режиссер раскрывают зрителю вот такой вид любви, и отрицать ее существование было бы глупо. Еще с античных времен искусство изучало и рассматривало эти противоположности человеческой натуры и чувственности. Аполлоническое начало и дионисийское. Аполлоническая, глубокая, осознанная, духовная и социально ответственная любовь, и дионисийская, плотская и стихийная, иррациональная. Вот такое столкновение этих противоположностей и демонстрирует зрителю постановка. И чью сторону принять, что именно признать любовью, каждый должен решить для себя сам.

Кроме того, не знаю, закладывал ли режиссер этот смысловой пласт, но для меня он прочитался очень ясно. Этот спектакль также о любви к себе. А точнее- о нелюбви, и о том, к чему это приводит. Каждый из членов семьи Джулии, не понимая этого, страдает этим недугом, и пожинает последствия. Каждый из них внутренне сломлен, и уверен, что недостоин любви. И они ведут себя так, что доказывают это всем окружающим. Люсьен не уверен в себе, сам не принимает себя, и обливает ядом весь мир. От него ушла жена. Для него лишнее доказательство того, что он недостоин любви. От отца жена сбежала еще много лет назад. Жанетта- всем своим поведением и образом жизни пытается показать, что она плохая, что ее любить невозможно и нельзя, а когда кто-то пробивается-таки через этот терний, не верит, что это произошло в реальности, и все время уточняет, правда ли это, ведь этого не может быть. Она настолько не принимает себя, что все время пытается быть кем-то другим - она преуспела в этом до такой степени, что уж и не знает, как говорить правду. Да и кто есть она сама, настоящая, тоже, наверное, не помнит. А может, и не знала никогда.

Джулия - самая адекватная и нормальная из них, казалось бы. Но и у нее есть этот недуг, он просто проявляется иначе. Она, убежденная, что недостойна любви, пытается ее заслужить, быть хорошей, чтобы ее любили. И она готова на все, лишь бы ее любили. Она обхаживает своего Фредерика, словно он божество, она пытается быть идеальной, соответствовать созданному ею самой идеалу, который, по ее мнению, будут любить обязательно. И когда несмотря на все старания, ее отвергают, она ломается и теряет себя. И все эти покалеченные судьбы - наглядный пример того, как важно уважать и ценить, любить себя самим, ведь если ты не принимаешь и не любишь себя сам, как можно ждать, что это сделает кто-то другой? Сложная психологическая тема, и о ней сложно не задуматься после этого спектакля.

И была еще одна тема, которая в этой постановке во мне срезонировала оч. остро. Честно говоря, с самого начала я почти физически ощущала на себе, какой жгучий стыд переживает бедная Джулия, оказавшись с людьми, которые для нее важны и дороги, в этом хаосе, который представляет собой условно ее дом. Дом, для которого она настолько же чужая, как и ее гости, но по которому будут судить о ней, ведь это дом ее семьи. Мне, к сожалению, знаком этот стыд, хоть и не в таком масштабе, и наблюдая за событиями на сцене, я очень сочувствовала Джулии. И для меня в этой постановке прочитался еще один смысловой посыл: каждый выбирает для себя свой образ жизни, свои убеждения, и никогда порядок не уживется с хаосом. И какими бы ни были родственные связи, если не держать оборону, а позволить этому хаосу войти на твою территорию, в твою жизнь, он засосет тебя, перемелет, и выплюнет, не глядя. И потому неизбежно приходится делать выбор: или из чувства мнимого долга и приличия поддержка связи с родственниками, разрушительная для себя, или собственная жизнь и благополучие. И выбрать себя и свое право на жизнь ничуть не зазорно.

Отдельно нужно сказать о сценографии. Она в этом спектакле очень оригинальная. Дом, в котором происходят события, находится словно на берегу моря, и многочисленные окна в пол со ставнями выходят прямо на море. В каждом "окне" стоит плазменная панель, и на этих панелях меняется изображение, создавая интерактивные динамичные декорации, и существенно обогащая визуальный ряд постановки.

Там и лазурное море, белыми барашками волн облизывающее берег, и пылающий огонь камина, и звездное небо, расцветающее яркими всполохами феерверков... Интересное художественное решение, и оно было очень уместным и создало особую эстетику постановки, дополнив ее и визуально, и настроеннически.

Спектакль непростой. Эмоционально насыщенный, и хотя действие развивается неспешно, держит зрителя в напряжении, то усиливая его, то отпуская. Спасибо Спиваку, даже в такой драматической истории, раскрыв сложную тему, во всех ее гранях и смысловых пластах, он не дал драме накрыть зрителя тьмой безысходности, как это нынче модно и практикуется во многих других театрах. У Спивака даже в такой постановке есть что-то светлое, милое, пусть и немного, но согревающее зрителя, дающее ему возможность не утонуть в тяжести драмы.

Резюме. Сильный и эмоциональный, философский, ярко сыгранный спектакль, оставляющий долгое послевкусие, затрагивающий сложные жизненные и даже мировоззренческие темы, которые очень по-разному могут отозваться внутри. Для рациональных натур может быть тяжеловатым. Пересматривать вряд ли будешь, но увидеть его стоит. Увидеть, и о многом задуматься.
Tags: театр
Subscribe

  • Ледниковый период 2020. Финал

    Вот и завершился очередной (и, возможно, последний) сезон Ледникового периода. Финал меня, признаться, разочаровал, поскольку в нем показывали не…

  • Ледниковый период 2020. Полуфинал

    Сегодня смотрела полуфинал Ледникового периода 2020. Несмотря на то, что любимцами у меня остается пара Яна Хохлова-Вячеслав Чепурченко, еще одна…

  • Лучший номер Ледникового периода выпуска 21.11.20

    Снова в эфире новости с ледовых полей:) Пока все обсуждают московский этап гран-при, где триумфально победил Коляда, взяла реванш Туктамышева, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments