danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль "В день свадьбы" в театре на Фонтанке

Неделю назад мы смотрели в театре на Фонтанке спектакль "В день свадьбы", поставленный по одноименной пьесе Виктора Розова. В свое время я читала о нем хорошие отзывы, и давно хотела его посмотреть. И вот, спустя пару лет я-таки на него попала.

Скажу сразу, что впечатления от того, что я видела, абсолютно не совпадали с тем, что я ожидала. Действие происходит в селе, сцена - двор дома, куда выходит окно и крыльцо дома, дверь сарая, где принимают гостей, общаются, что-то мастерят. В общем, где протекает жизнь. В самой первой сцене с первыми петухами, пока еще все спят, подруга тихонько вызывает главную героиню во двор, и они, перешептываясь и хихикая, уходят, чтобы успеть на паром- едут в город. Простая сцена, не несущая никакой смысловой нагрузки, но погружающая зрителя в атмосферу сельской жизни и того времени, и я была очарована потрясающей органичностью и естественностью того, как ее сыграли, в каждой мельчайшей детали, в каждой интонации, в каждом смешке, движении...

А потом встает солнце, просыпаются другие герои, и начинается какая-то суета, совершенно неестественная. Полураздетые папаша с Матвеевной, мечущиеся по двору в полунеглиже, одеваясь на ходу, бегающий от озабоченной поклонницы, громко топая, Василий.. все это напоминало какой-то дешевый фарс, и очень невыгодно резонировало с органичным началом.
Фотографии поста не мои - с сайта театра и с просторов сети


И хотя потом стало получше, какая-то дерганность в повествовании все равно осталась, и это напрягало. Особенно реплики Василия, у ветренной и бахвалистой натуры которого буквально был бенефис. И проходило это все на громкости, рассчитанной на большой зал, а спектакль проходил в малом, и мы сидели на 2м ряду, так что у меня было порою ощущение, что мне орут прямо в ухо,- периодически я уши даже затыкала, ибо было невыносимо громко.

И вот смотрела я спектакль, на кот. давно хотела попасть, и впервые за мою уже очень солидную историю с театром на Фонтанке мне настолько не нравилось, что я всерьез подумывала уйти в антракте. И дело даже не в том, что постановка плохая, отнюдь. Просто тут не было ничего, что было бы лично мне близко - все это сельское убожество, нищий быт, простецкие разговоры, несчастные судьбы, простота народная (которая, как гласит народная мудрость, порою хуже воровства), и даже главная героиня, положительная, казалось бы, во всех отношениях фигура, настолько скованная, простая и никакая (отлично сыграно, очень убедительно!), что ее наивная глупость не вызывает симпатии и к ней. Наверное, именно мое субъективное неприятие к вот этой всей убогой, прямолинейной простоте мне оч. мешало проникнуться к спектаклю.

В антракте мы не ушли, меня уговорили остаться. И правильно, т.к. суетливое веселье 1го действия сменилось обескураживающей драматургией. Вся пена притворства, позы, бравады и недомолвок сошла, остались только истинные лица, и острые контуры. И как и все в нашей жизни, происходящее в постановке свелось к теме выбора, который делает каждый, находясь в сложной ситуации, дилеммы и последствий этого выбора.

Перед нами одна из ситуаций, где просто невозможно поступить "хорошо, правильно" - при любом раскладе будет пострадавшая сторона и трагедия жизни, и вопрос лишь в том, как поступить, чтобы снизить ущерб, и как определить, чей ущерб выше и ценней. Простые люди, простая обстановка, простой быт, да и ситуация, в общем-то, не оригинальная, но нравственная дилемма, которая встает сначала перед Мишей, а потом перед Нюрой, - судьбоносная и разрушающая.

Что лучше- жениться на девушке, которую любишь взаимно до беспамятства, но которая тебя уже единожды предала, или на той, что тебя любит беззаветно, и которой ты, не любя, а просто ценя ее, обещал провести остаток жизни? Что честнее и правильнее- жениться на той, кому обещал, когда любишь другую, или нарушить слово, сделать больно любящему человеку, и порвать помолвку накануне свадьбы, не допустить брака без любви, и создать семью по обоюдной любви? Что лучше для того, кто принимает решение, - сделать то, что обещал, и жить в браке, любя другую, или жить с любимой женщиной, и нести бремя вины за то, что сломал кому-то, кто его любил, жизнь? Что лучше для той, кто еще вчера был счастливейшей невестой того, кого любила несколько лет - выйти замуж за того, кого любишь, и знать, что он любит другую, и никогда не будет окончательно твоим, или отказаться от него, отпустить, и остаться одной, похоронив свои мечты? Очень тяжелый выбор, и именно его предстоит сделать героям пьесы.

Несмотря на то, что в 1й части мне многое казалось переигранным, в целом постановка очень жизненная, иногда даже до боли естественная и правдивая, на каком-то глубинном уровне, вызывающем узнавание и внутренний отклик. К примеру, сцена с подержанным телевизором. Или простой эпизод, когда Василий поет под гитару, и остальные, такие расслабленные, ему подпевают. Душевная сцена, настоящая. И поет-играет актер Яценюк хорошо, с настроением. Но самый, пожалуй, красивый эпизод- это объяснение Миши и Клавы, когда гаснет свет, и в темноте приближаются друг к другу 2 тлеющих сигаретных огонька. Такая аскетичная, но очень емкая сцена. И потом, когда уже свет включается обратно, и они стоят, крепко обнявшись, словно отключившись от мира, - уже опасно становится быть рядом, уже лишние свидетели, уже Вася пытается как-то их одернуть, чтобы предотвратить утечку компрометирующей друга информации, но они не слышат ничего, и им все равно - в ту минуту они словно в другом мире, чуждом всей этой суете... Тоже оч. атмосферная сцена.


Но самые сильные в эмоциональном плане сцены сыграла исполнительница роли Нюры, Алиса Варова. Поначалу ее героиня - такая простодушная, открытая, наивная сельская девушка. Не красотка, не кокетка, просто добрая, порядочная, правильная, и очень зажатая, что видно и в эмоциях, и в движениях (очень убедительно сыграно). Но искренне любящая Михаила- она расцветает рядом с ним, загорается, смотрит на него нежно и ласково, и когда они сидят за словом с гитарой, она стоит за спиной у Миши, и обнимает его, и в этом простом жесте столько нежности и любви... Но когда вскрывается болезненная правда, и она стоит перед жестким выбором, мы видим совершенно другую Нюру. Что-то животное просыпается в ней, она ревет и мечется, как раненый дикий зверь, и готова драться на смерть за свою любовь, свое счастье... Эта сцена- на надрыве, на острие, сильная и душераздирающая, и абсолютно органичная.

И потом свадьба, и все, казалось бы, решилось, и все утряслось, и тучи развеялись... И гости веселы, пир грядет, и традиционно кричат "горько", и новоявленный муж собирается поцеловать жену... И вдруг бац, неожиданный поворот. Словно прострел молнии в ясный день, не дав совершиться поцелую, у невесты подкашиваются ноги и она едва не падает. И вот это тоже сыграно очень тонко и реалистично.


Ну, и дальше- все словно в замедленной съемке. Все застывает и затихает в недоумении. И если в сцене с объятием мы видели "особый мир, где все остановилось" с внешней стороны, то здесь- наоборот, видим изнутри. Застыло всё и все, в удивлении обращенными к той точке, откуда Нюра держала речь, решившую ее судьбу. А сама Нюра, уйдя глубоко в себя, молча уходит...
И в этом ее мире есть только она. Нет даже дома и семьи, корней (она уходит в сторону от дома). Только она одна. И звенящая тишина. Очень драматичная сцена. Молчаливая, но красноречивая. И оставляющая зрителя обескураженным и в глубокой задумчивости.

Что касается актерской игры, сыграли все хорошо. Барабаш разве что переигрывал, по-моему. Зарубин (Миша) сыграл убедительно простого, работящего, хозяйственного, закрытого парня, таящего свои чувства глубоко внутри, и верного своим привязанностям.

Яценюк сыграл отлично рубаху-парня Василия, который при всей своей ветренности и безответственности, и сознательное бегство от чувств, на удивление точно смог расставить акценты в сложившейся ситуации, и единственный смог сказать самые сложные слова, сделать то, что никто не осмеливался. Непростая, харизматичная, яркая роль.

Тюнина сыграла Клаву тоже убедительно. Самобытный, чувственный образ. Элегантный, сильный фасад, раненое нутро... Прическа, платье, движения- ненарочито, но женственно, со вкусом. Контрастирует с Нюрой. Правда, Клава получилась уж очень городская, но так, возможно, и было задумано, ведь она давно уехала из этих мест, и жила в Ленинграде.
Порадовала игрой и яркостью образа сыгравшая второстепенную роль Риты Наталия Третьякова. Ее героиня недобрая, язвительная, не из положительных. Но есть в ней что-то притягательное. В ее едком юморе, в голосе, репликах... Несчастная женщина, которая сама виновата в своем несчастье, и ненавидит себя за это, и мстит за это и себе, близким людям, даже не пытаясь почувствовать себя счастливой и сделать счастливыми близких. Шутила она жестко, но ее черный юмор пришелся зрителям по душе.

Подытоживая, могу сказать, что это сильная постановка, обнажающая вопросы нравственности выбора между собственным счастьем и счастьем другого человека, вопрос взаимоотношений в целом. Характеры убедительные, ситуация жизненная, но финал обескураживающий. И хотя тема раскрыта, и постановка качественная, и игра очень достойная, смотреть это все лично мне было неприятно, просто в силу тематики. И я для себя решила, что, пожалуй, больше не буду ходить на спектакли, где действие происходит в советской деревне, ибо как бы ни хорошо раскрыта была социальная драма (а это именно такой жанр обычно), мне характеры и эстетика таких историй не близки, и смотреть их неприятно, по исключительно субъективным причинам.

А завершить этот пост хочу цитатой из статьи газеты "Санкт-Петербургские ведомости" от 11.03.2016, про этот спектакль, кот. написала Екатерина Омецинская. Я с ней настолько согласна, что хочу процитировать: "Сегодня много толкуют о постмодернистском театре, о смене личной и общей зрительской парадигмы, о требованиях времени к театру и форме его существования. Но сколько бы об этом ни говорили, большинство обычных, неподкованных в вопросах театроведения, философии и эстетики зрителей по-прежнему ходят в театр за тем, чтобы в картине чужой жизни увидеть то, что они смогут сравнить с собственной жизнью, в которой все меньше места остается для высоких чувств, завышенных требований и гуманистических начал. И в том, что Молодежный театр, ведомый Семеном Спиваком, продолжает поощрять обращение молодых к драматургии, которая, невзирая на требования времени, говорит со зрителем понятным, человеческим языком, есть даже некоторый героизм: остаться приверженцем устоев порой куда сложнее, чем быть реформатором." Журналистка, пожалуй, сформулировала причину того, почему мне так нравится театр на Фонтанке, - то, о чем я говорила, но не могла найти наиболее точных слов. А она нашла. Вот именно про это, про модернизм и классику, жизненность, и то, что делает Спивак, и за что ему мое большое зрительское спасибо.

Резюме: Сильный спектакль на тему нравственного выбора. В определенном смысле тяжелый, не из приятных. Но жизненный.
Tags: театр
Subscribe

  • Прикол с исполнением желания

    Известный факт, что важно уметь четко формулировать свои желания. У меня сегодня был прикол на эту тему:))) Я хочу на Сицилию - поехать в тур,…

  • Утренний курьез

    Присматривалась я некоторое время к вакууумным банкам для массажа лица, и решила-таки их заказать. Вчера забрала заказ и стала экспериментировать.…

  • Прикол об итальянских традициях

    Сегодня открыла для себя очень любопытный аккаунт в Инсте. Девушка из Питера (хотя очч. похожа на итальянку) замужем за итальянцем, живут на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments