danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Боги, люди, герои- выставка произведений искусства, найденных в Помпеях и Геркулануме

На прошлой неделе мне рассказали про выставку Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей, которая проходит в Эрмитаже, где представлены фрески, предметы и скульптуры, найденные в ходе раскопок городов Помпеи и Геркуланум, погибших в ходе извержения вулкана Везувий, произошедшего в 1в н.э.

Выставка проходила с 19 апреля, и заканчивается 23 июня, а значит надо было срочно на нее успеть. И хотелось посетить ее с экскурсией, поэтому я договорилась с приятельницей пойти в день проведения экскурсии. Увы, даже при том, что она пришла за час до экскурсии, билетов на экскурсию уже не было (он-лайн было не приобрести), но мы все равно решили сходить на выставку. Встретились как раз когда собиралась выставка на экскурсию, и решили примазаться, а если погонят, взять аудиогид.

Выставка проходит в Манеже Малого Эрмитажа- здании, кот. когда-то был конюшями, а потому в нем высоченные арочные потолки, и за счет этого звук рассеивается. И экскурсовода, старушку с тихим голосом, было не слышно вообще. Так что, половив звук пару минут, мы пошли и взяли аудиогид. Это такая большая трубка, которую слушаешь как телефон, но в ней есть разъем для наушников, так что я вставила свои наушники, и слушала стерео. Аудиогид хороший, так что мы ничуть не пожалели, что не попали на экскурсию. Очередной пример ситуации из серии "никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

В 79-м г.н.э. случилось страшное извержение Везувия, после которого Помпеи похоронило под слоем вулканического пепла. В то время там проживало не менее 20 тысяч человек. Как считают исследователи, у них просто не было шансов спастись, настолько горяч был воздух – его температура доходила до 250 ͦC, и люди погибали в любых местах, где они пытались укрыться. Вулканический пепел полностью покрыл город, но здания разрушены не были.

Помпеи не единственная жертва Везувия. Геркуланум и Стабии не так знамениты, но их постигла та же участь. Древний римский город Геркуланум в южной Италии назван в честь греческого героя Геракла (в древнеримской мифологии – Геркулеса) и основан был греками примерно в 600-м г. до н.э. Когда началось его извержение, население Геркуланума эвакуировалось, и долгое время считалось, что всем удалось спастись. Однако за годы археологических изысканий обнаружилось более трехсот тел в тех позах, в которых застала людей катастрофа: на пляже, в лодках, домах. Люди погибли, как и в случае с Помпеями, из-за непомерно высокой температуры. И как в Помпеях, здесь обнаружены неплохо сохранившиеся здания, фрески, мозаика.

Вот эти произведения искусства, украшавшие города и дома зажиточных горожан в 1 веке н.э., выжившие после извержения вулкана, и сохранившиеся после почти 2- тыс. летнего плена под броней из вулканического пепла, и были представлены на выставке. Казалось бы, 1 в.н.э, 20 веков назад, начало времен практически... тем не менее, уже тогда искусство было на высочайшем уровне.

Вот, к примеру, эта мозаика. Небольшое изображение женщины, ничем, кажется, особым не примечательное. Но это мозаика, выполненная во времена, когда еще не было микроскопов и даже очков и луп, из очень мелких деталей, и выполненная мастерски! И если присмотреться, можно убедиться, что Да Винчи не так уж и оригинален был в своей Мона Лизе - у этой мозаики, созданной за 15 веков до легендарного Леонардо, тоже есть секрет.

Вроде, женщина как женщина, целостное изображение, но если мысленно разделить его по вертикали на 2 части, и рассматривать половины отдельно, заметно, что одна ее половина моложе, чем вторая, и разница между ними лет 20.

Вообще потрясающее ощущение, конечно, когда смотришь на произведение искусства, и понимаешь, что ему более 2 тысяч (!) лет. Это немыслимый возраст, непостижимый. Тем не менее, все представленные на выставке произведения были созданы в 1 веке н.э. и ранее. Какие-то даже в 1в. н.э считались артефактами. И они до сих пор живы!

Доживет ли что-либо из современного искусства до такого возраста? Очень сомневаюсь. А вот тогда - создавали на века.. на тысячелетия!

Я особо не фоткала на выставке, но несколько экспонатов привлекли мое особое внимание. Когда мы были в Галерее Уфицци во Флоренции, обратили внимание на то, что средневековые картины, представленные в легендарном музее, плоские. Экскурсовод пояснила нам, что до 15в художники не знали правил перспективы, отсюда и плоские изображения, а после Леонардо, в Возрождении, уже постигли перспективу и живопись стала объемной.

Я вспоминала это, глядя на фреску на выставке, где изображена мать Ахилла, пришедшая к Гефесту заказать доспехи для сына перед его походом в Трою.

Да, пейзаж не прорисован. Но фигуры объемные, есть тени, прекрасно прорисована фактура ткани одежды, струящейся и естественной, у женщины, и изображение не плоское. А ведь оно было создано за 15 веков до того, как мировое искусство "узнало" перспективу.

Как можно изобрести и узнать то, что было прекрасно известно за 15 веков до этого? А вот можно, и фрески, представленные на выставке, это доказывают.

А краски! Да, изображение не яркое, даже после реставрации. Но ведь оно пробыло под толстенным слоем вулканического пепла, при огромной температуре обрушившегося на город, без малого 2 тыс. лет. И краски выжили! Более того, на выставке представлены даже сосуды с красками- сыпучими красками, которые даже в первозданном виде дожили до наших дней.

Что еще сложно не заметить, - это то, что в те времена было совершенно иное отношение к мужской наготе. Лично я прежде встречала подобное только в скульптурах, на картинах художники избегали откровенной мужской наготы. В живописи 1 в.н.э. подобных рамок нет, они свободно изображают мужскую (и только мужскую, кстати) наготу, не только не скрывая ее, но и воспевая.

Правда, каноны красоты и силы в то время были, судя по всему, иные, и тезис про размер, который имеет значение, был им еще неведом:) Даже напротив! Вот, например, на фото слева- Аполлон, в древнегреческой мифологии олицетворение мужской красоты. Как видите, габариты его мужской доблести весьма скромны, если не сказать больше. Тем не менее, это Аполлон, и это изображение украшало стену одного из уважаемых домов Помпеи.

То же самое можно сказать и про атлета с барельефа. Только у него еще и вообще то, что ниже талии больше похоже на женское тело, к которому прилепили мужские причиндалы. Как тут не вспомнить совершенно мужскую фигуру со словно чужеродными, неуместно прилепленными грудями на скульптуре Микеланджело в композиции День и Ночь во Флоренции.

Все новое- хорошо забытое старое, история повторяется. Вот и гении Возрождения, оказывается, будучи героями своего времени и многих веков после, по многим параметрам, по сути, лишь повторно изобрели то, что цивилизация знала за много веков до этого, но под властью обстоятельства успела растерять...

Интересная выставка, я рада, что мы на нее сходили. И она открыла для меня не только искусство из далекого прошлого, но и заставила задуматься о многих вещах экзистенциального характера.
Tags: мероприятия
Subscribe

  • Falling in Love/Влюбленные

    Посмотрела сегодня по рекомендации фильм аж 1984г Falling in Love/Влюбленные с Мерил Стрип и Робертом де Ниро в главных ролях. Собственно, только…

  • October Sky/Октябрьское небо

    Посмотрела фильм October Sky/Октябрьское небо, который мне рекомендовали как отличное кино про стремление к мечте. В принципе, определение для…

  • Giver/Посвященный

    Посмотрела на английском фильм Giver/Посвященный. Не отношусь к любителям футуристических утопий, но стала смотреть этот фильм, купившись на Мэрил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments