danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль театра на Фонтанке "Последнее китайское предупреждение"

Посмотрели на выходных в театре на Фонтанке спектакль Последнее китайское предупреждение, поставленный по пьесе Бертольда Брехта "Добрый человек из Сычуани".

Брехт - специалист по препарированию человеческой натуры с особыми акцентами на пороках и ситуациях и состояниях, где граница между пороком и добродетелью настолько тонка, что определение ее вопрос глубоко философский и экзистенциальный. Истории Брехта всегда поучительны, но и одновременно неприятны, т.к. поднимают со дна на поверхность самую муть и неприятные черты. Его герои действуют вызывающе, и ставят других перед нелегким выбором между моралью и личным интересом, между ценностями личными и общественными, между совестью и выгодой в ситуациях, когда отнесение обстоятельств к той или иной категории весьма условно и неоднозначно. Пьесы Брехта драматичны, остры, провокационны, даже депрессивны, и словно испытывают зрителя на прочность.

У Спивака, со свойственным ему стремлением к свету и надежде, Брехт звучит не так жестко и гнетуще, как обычно, но все же этот спектакль не из легких. Он затрагивает острые социальные темы, поворачивая их, словно призмы, то с одной стороны, то с другой, играет несправедливостью, демонстрируя зрителю неоднозначность оценок и давая много пищи для размышлений. Он не вдохновляет. Он вскрывает нравственные гнойники, и выворачивает их наружу- без патетики и излишнего натурализма, но все же достаточно ярко и метко, чтобы вызвать эмоциональный отклик и резонанс у зрителя.

Спектакль повествует о событиях, происходящих в маленьком глубоко провинциальном китайском городке. В оформлении сцены и костюмах нет почти ничего, что намекало бы на принадлежность этой истории Китаю. Только имена. Видимо, это намек на то, что национальная или географическая принадлежность в данном случае неважна, эта тема актуальна для любого народа, и могла развернуться в любом городе.

Нищий квартал, где люди ходят в тряпье и клянчат еду. Три бога, которые пришли на землю с целью найти добрых людей, нашли приют у проститутки Шен Де, пустившей их переночевать, когда все остальные отказали. В благодарность гости платят за ночлег такую сумму, которая позволяет ей купить маленькую табачную лавку. В нищем квартале это равносильно тому, что разбогатеть. И к ней начинают стекаться просители. На волне эйфории от своего нового положения она не отказывает никому, дает и еду, и кров.
Все фотографии в этом посте с сайта театра
Благотворительность, поддержка бедных это хорошо? Конечно. Но есть и обратная сторона. Когда даешь что-то бесплатно, получатель может начать воспринимать это как должное, и злоупотреблять добротой благодетеля. Так и случилось. Бедняки, которых приютила Шен Де, оказались настоящими кровопийцами, подтянули к ней всех своих родственников, и уже не стесняясь, торжествовали захват ее лавки. Так добро ли было- кормить и принимать всех родственников бедного семейства? Да? Даже когда это уже откровенно вышло за рамки приличия, и перешло в банальное потребительство?

На этом примере показаны сразу 2 крайности: добрые поступки, при которых человек не умеет охранять свои границы, и позволяет сесть себе на голову, и бедные-несчастные жертвы, которые на самом деле наглые потребители, без стыда и совести. Все относительно. И проявленное добро в данном случае, когда благодетель действовал вопреки и в ущерб собственным интересам, давая добро, порождает гораздо большее зло. И как провести здесь водораздел, чтобы остаться в границах добра- большой вопрос.

Любовь и самопожертвование ради любимого это хорошо? Вроде, да. А когда это пробуждает в партнере эгоизм, наглость и подлость? История Шен Де с летчиком самая пронзительная и грустная. И нужда им двигала, да. Но в то же время и такая гниль характера, ужас просто.

И вот, наконец, Шой Да, брат главной героини. Его не любят, он не добрый, он злой. А что он делает злого, собственно? Он просто защищает границы интересов сестры, которые она не в состоянии защитить сама. Выгоняет наглых нахлебников. Обламывает алчного женишка. Грубо? Да. Но не адекватно ли их наглости?

По-моему, адекватно. И главное "злодейство"- он отменяет бесплатную выдачу еды без взаимных услуг, и предлагает беднякам работу, чтобы хлеб свой зарабатывать честным трудом. Это вызывает негодование и недовольство, что лишний раз обнажает оборотную сторону добродетели- привыкнув к халяве, люди начинают воспринимать ее как должное, и уже не хотят ничего делать сами. И да, Шой Да заставил их работать. Но злодейство ли это было, или добродетель?

По мнению героев пьесы- злодейство. А по мне так самая что ни на есть добродетель. И как бы цинично это ни звучало, я уверена в том, что жители городка инициировали суд не потому что скучают по их другу Шен Де, в потому что просто снова хотят халявы. И что в данном случае добро, а что зло- вопрос философский.

И Шен Де, и ее братца сыграла Эмилия Спивак. Герои разные, и играет она их по-разному. В прессе хвалили точное попадание в образ - не знаю, лично мне ее грубовато-манерное растягивание слов, коим она отличала Шой Да, не нравилось тем, что затрудняло понимание речи. Эмилия Спивак эмоционально очень выложилась на этом спектакле, и на своей энергетике и харизме протащила весь спектакль. Понравились ли мне ее герои? Едва ли. Причем даже Шен Де, ибо я никак не могла принять ее пренебрежение к себе и собственным интересам, самоуничижение, толкавшее ее к алчному летчику, неспособность защитить собственные границы и сказать нет. Впрочем, это не относится к впечатлению от спектакля, это мое личное субъективное восприятие конкретных черт человеческой натуры.


Хороша ли была ее игра, если оба героя не понравились? Одобрение поступков и образа персонажей не может быть мерилом качества игры актера. Образ Шен Де раскрыт убедительно. Образ Шой Да раскрыт несколько гротескно и спорно. Но в то же время самобытно и ярко, вызывающе, дерзко, неоднозначно, но вполне убедительно. Интересная и изматывающая актерская работа.

Но скажу честно, нам спектакль зашел тяжеловато, и 4 часа этого спектакля были утомительны. И я не могу сказать, что буду рекомендовать его к просмотру. Но не потому, что спектакль плох, отнюдь. Тема раскрыта, и оставляет сильное и долгое послевкусие. Просто тема не вдохновляющая, и послевкусие, которое оставляет постановка, несколько гнетущее. Впрочем, и темы, которые она затрагивает, острые, актуальные, и именно потому вызывают такую реакцию, внутренний отклик, вплоть до неприятия- потому что они правдивы и узнаваемы.

Да и это же Брехт, странно было бы ждать от его пьесы чего-то другого. Но я сейчас не готова к экзистенциальным копаниям в депрессивном и безнадежном, хочется чего-то более светлого. Так что спасибо Спиваку за луч надежды в финале, но я пока с Брехтом, пожалуй, завяжу.

Отдельно стоит отметить музыку, использованную в оформлении спектакля. Ее написал специально для этого спектакля Игорь Корнелюк, и музыка эта сильная, с натянутым нервом, и очень соответствующая контексту по настроению и эмоциям.

Резюме: Сильный и яркий, экзистенциальный спектакль на неприятные темы. Можно смело рекомендовать тем, кому интересно и близко творчество и мировосприятие Брехта. Для тех, кому по душе что-то более обнадеживающее, может показаться тяжеловатым. Но равнодушным не оставит никого.
Tags: театр
Subscribe

  • Продуктивный день

    А кто молодец, воспользовался внезапно случившейся отличной солнечной погодой даже без ветра, и помыл окна дома? Я молодец! Не люблю это дело, но…

  • Живописные облака

    Была сегодня в гостях, где с 21этажа открывается прямо-таки облачный театр. Широкая перспектива, видно далеко, а погода сегодня была капризная, и…

  • Горячая вода

    На днях закончилось ежегодное летнее испытание - отключение горячей воды на 13 дней. Воду горячую вернули. Мы очень быстро привыкаем в обладанию…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments