danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль "Прошлым летом в Чулимске" в театре на Фонтанке

Вчера мы смотрели в театре на Фонтанке спектакль Прошлым летом в Чулимске, поставленный по пьесе А.Вампилова.
Про эту постановку очень хорошо, всесторонне и глубоко написал журналист журнала "Страстной бульвар" Евгений Соколинский в статье "Свирепая любовь". Посмотрев спектакль, я с ним полностью согласна.

Есть спектакли приятные и неприятные. Даже глубокая драма с трагическим финалом может не быть неприятной, и оставить сильное, но не гнетущее впечатление. Примеров таких много. А бывают истории, где нет, вроде бы, даже ярких трагедий и судьбоносных печальных событий, но которые драматичны сами по себе, целиком, в каждой мелочи обыденности, в которой живут герои. "Прошлым летом в Чулимске" относится как раз к таким, и спектакль неприятный - не потому, что что-то не так в постановке, а потому, что как раз с постановкой все так, и она очень хорошо раскрывает неприятную тему пьесы.

Действие происходит в глухом провинциальном поселке, и разворачивается в Чайной- местом притяжения общественной жизни. Все персонажи очень разные, разного возраста и положения, но объединяет их то, что у каждого из них есть и проявляется по ходу действия в поступках какая-то своя глупость, и у каждого своя личная внутренняя драма, и эта парочка неразрывно связана- настолько, что и не поймешь, это глупость привела к драме, или драма так повлияла на человека, что он начинает глупить.

Дергачев сломлен войной и пленом, из которого вернулся только в 56м, и инвалидом. Неприятие себя в таком увечном виде выражается в агрессии к жене и отчаянном пьянстве. Он скандалит, буянит, ведет себя громко и вызывающе даже когда трезвый. Его боль и душевный надрыв пронзительно показаны в небольшом эпизоде, когда повалявшись на пирсе, он пытается встать, и не дает Анне ему помочь, остервенело подтягивает руками и пытается поставить в упорное положение увечную ногу восклицая "я сам!" пока не выбивается из сил. Очень неприятный персонаж, отталкивающий, и его ярко и убедительно во всех отношениях сыграл Андрей Шимко.

Анна - неравнодушная и неглупая в целом, простая женщина. Но вырастила сына Пашку, напористого, грубого, не знающего отказа, и замужем за алкоголиком Дергачевым. Сколько терпения надо, чтобы все его выходки выдерживать! А ведь все равно заволновалась, когда он заявил, что в тайгу с другом уходит, даже сама готова была ему налить, лишь бы не ушел. Любовь это, зависимость, Стокгольмский синдром, или панический страх одиночества, при котором пусть лучше будет рядом агрессивный инвалид-алкоголик, чем быть одной? Зоя Буряк как всегда элегантно, тонко и убедительно сыграла свою роль. Нет, не сыграла,- прожила.
Все фотографии в этом посте с сайта театра


Еремеев- пожилой человек, проживший всю жизнь в тайге, блаженный, пришел оформлять пенсию, не имея никаких документов о том, что 40 лет работал. Жена умерла, дочь давно исчезла в Ленинграде.. Одинокий добродушный старик бессилен перед махиной системы. Несправедливо, но неизбежно. Его прекрасно сыграл давно полюбившийся мне в этом театре Константин Воробьев.

Зина - многогранный персонаж, великолепно сыгранный Региной Щукиной. Зина очень разная- в зависимости от обстоятельств, она то заискивает и стелется, то властвует и интригует. Она даже чисто эстетически отличается от остальных, одетых просто и по-деревенски, - у нее красивая прическа, деловой элегантный "городской" наряд. Она встречается с Шамановым (точнее, он к ней приходит ночевать), и настолько хочет настоящих близких отношений, так хочет его удержать, приручить, что нещадно унижается перед ним, не желая признать, что он ею только пользуется, и никаких романтических чувств, о которых она грезит, он к ней не испытывает.

Все их беседы сводятся практически к монологу Зины, где она что-то повествует, предлагает, замечтавшись, и потом тут же отступает, получив отпор (а то и вовсе никакого ответа). В самом начале, когда показывают утро, и Зина выходит на террасу в халате, и говорит о том, что хорошо бы сходить на танцы, и добавляет, что даже знает, что он скажет... Какое-то время кажется, что внутри никого нет, она просто беседует сама с собой. Это тонкий режиссерский ход показать суть их отношений, и он отлично сыгран. Смотреть на то, как она перед ним стелется, терпит его хамство и не хочет замечать очевидного, горько. Она выглядит жалко. Тем не менее, это узнаваемый образ, который, к сожалению, нередко встречается в жизни и в наши дни, в любом населенном пункте.


Шаманов- городской следователь, сломленный коррупционным делом, где он пострадал за правду и стремление к справедливости, и приехавший в поселок просто потому что деваться было некуда. Он обижен на жизнь, на себя, запер все живое и человеческое, попранное злосчастной историей, где-то глубоко внутри, и равнодушно и цинично смотрит на все вокруг. Его не трогает любовь и забота Зины, он отмахивается от них, как от назойливой мухи, и не видит для себя никакого развития и будущего. Как пишет пресса, многие постановки делают акцент на перерождение и духовно-эмоциональное воскресение Шаманова. Но в этой постановке Шаманов второстепенный герой, его история не смыслоопределяющая, и даже финальное развитие ее, имеющееся в пьесе, опущено, т.к. для данной постановки оно было бы не вполне закономерным.

В этой постановке центральным персонажем является Валентина- молоденькая девушка, чистая и непосредственная, беззаветно влюбленная в Шаманова. На фоне всех этих несчастных, сломанных и уставших от жизни людей, она словно глоток свежего воздуха. Бодрая и жизнерадостная, всегда доброжелательная и с улыбкой на лице. Отец обращается с ней как со служанкой- отдает приказания по работе по дому, и охраняет ее целомудрие с дробовиком. Она не ропщет, не унывает, напротив, продолжает верить в светлое, в то, что грубость и бесчувственность людей можно победить, и каждый день продолжает чинить забор палисадника, который бесцеремонно ломают все подряд, ленясь обойти угол и зайти в чайную через калитку.


Ее добивается диковатый "бычок" Пашка, грубый и неотесанный. К ней решает свататься желающий устроить себе домашний очаг глупый и подленький человечишко Мечеткин, подсуетившийся заручиться поддержкой отца Валентины. Она отвергает нежеланные ухаживание. Но отец искусственно своей авторитарной волей лишает ее будущего, запрещая ей уезжать в город, и ограничивая ее жизнь и возможности тем, что есть в этом убогом поселке. И сам того не желая, буквально толкает ее в объятия отчаяния, и именно благодаря его влиянию и наветам происходит то, что происходит. Вряд ли она, наивная душа, могла предположить, чем может обернуться прогулка через лес с алчущим и не признающим отказов парнем. Но едва отступив от веры в светлое, поддавшись навязанной обреченности, она получает удар, ломающий все ее естество, переворачивающий ее мир. Чистое и солнечное создание, которому никто не хотел причинить вред, оказалось под колесами поезда обстоятельств, в которые понемногу, независимо друг от друга, внесли вклад почти все персонажи.

В течение всего повествования звучат диалоги, ссоры, бывают скандалы, эмоциональные выяснения отношений, но в целом шумно и суетно, но жизнь героев течет вяло и действие тягуче, герои погрязли в однообразии и грубой примитивности жизни. У них на всех одна большая и беспросветная безнадёга, в которую зрителя затягивает эмоционально, как в трясину. Но одна сцена- переломная, драматически острая, показана ярко и эффектно - сцена во время грозы. Когда зритель впервые видит новую Валентину- сломленную, опустошенную. И она узнает, что не уступи она приглашению Павла, не только бы не случилось страшное, но и она бы получила то, о чем так долго мечтала... И гроза в ночи- словно иллюстрация того, что происходило в тот момент в ее душе. Сильная сцена.


И вот, наконец, финал. Тихое утро в чайной. Те же персонажи, только присмиревшие, каждый в думах о своем. Лишь неутомимый Мечеткин опять самоутверждается никому не нужной там демонстрацией эрудиции. Валентины нет. И словно солнце погасло, пропало ключевое колесико часового механизма, благодаря которому жизнь шла своим чередом. Все в немом ожидании и напряжении. И когда она приходит, несвойственно ей опоздав, без улыбки, словно оцепеневшая и двигающаяся на автопилоте, все взгляды устремлены на нее. А она берет камень, и идет снова чинить заборчик палисадника - делать бессмысленную работу, дающую ей надежду на то, что люди научатся ценить красоту и чужой труд, и станут ходить через калитку. И ушедший уже было Еремеев разворачивается и помогает ей чинить забор. Молчаливая, но очень красноречивая, грустная, символичная и эмоционально содержательная сцена.


Валентину играет Дарья Вершинина, студентка РГИСИ мастерской С.Я.Спивака. Честно говоря, поначалу и довольно долго мне казалось, что она переигрывает. Ее позитивность и эмоциональность речи зашкаливали, нарочитая непосредственность и необъяснимая радость от обыденного общения выражались в постоянной улыбке и словам через смех, приводя к появлению повизгиваний. Было в этом что-то неестественное, и все первое действие я была уверена, что она банально переигрывает. Но учитывая то, как контрастно развернулся финал, не берусь утверждать, что это было переигрывание. Возможно, это было нарочитое утрирование эмоции, чтобы усилить контраст финала с началом, и таким образом на эмоциональном уровне углубить ощущение трагедии.

Резюме. Постановка как произведение искусства хорошая, качественная. Но нужно понимать, что это сильный, но неприятный в силу тематики спектакль, после которого остается долгое и тоскливое послевкусие. И оно не отпускает, а тянет куда-то за собой. Кто ходит в театр за прекрасным и светлым, за вдохновением - тому это смотреть не стоит. Для менее впечатлительных натур, ценящих качественные постановки, могу рекомендовать к просмотру.
Tags: театр
Subscribe

  • Falling in Love/Влюбленные

    Посмотрела сегодня по рекомендации фильм аж 1984г Falling in Love/Влюбленные с Мерил Стрип и Робертом де Ниро в главных ролях. Собственно, только…

  • October Sky/Октябрьское небо

    Посмотрела фильм October Sky/Октябрьское небо, который мне рекомендовали как отличное кино про стремление к мечте. В принципе, определение для…

  • Giver/Посвященный

    Посмотрела на английском фильм Giver/Посвященный. Не отношусь к любителям футуристических утопий, но стала смотреть этот фильм, купившись на Мэрил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments