danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Categories:

Спектакль "Петербург" театра на Васильевском

Посмотрели на малой сцене театра на Васильевском прекрасный спектакль Петербург. Я впервые была в малом зале, поэтому не знаю, всегда ли там так оформлено фойе, или это пре-декорация именно для этого спектакля, но на входе капельдинер предлагает окунуться в атмосферу коммунальной квартиры. И поднимаясь по паласу лестницы, ты вынужден огибать висящие поперек на бельевых веревках простыни:) А в холле непосредственно у входа в зал развешены красноречивые объявления, возможные только в местах, где вынужденно сосуществуют люди очень разного воспитания и уровня культуры. Поскольку прелестей коммунальной квартиры мне вкусить довелось в свое время, а бабушка моя больше 60 лет прожила по коммуналкам, эти объявления выглядели знакомо. И я, признаться, думала, что действие будет происходить в коммуналке, потому как это в силу исторических обстоятельств очень питерское явление, и именно в коммуналке можно увидеть практически все слои общества.

И когда я увидела оформление сцены - со всех сторон белые двери с облупившейся краской- я была уверена, что действие происходит в коммуналке. Но нет, оказалось, что перед нами 2 частные квартиры, принадлежащие одной семье. В одной живут бабушка с сыном, в другой- внучка со своим взрослым сыном. Именно они, представители 4х поколений одной семьи, и плетут полотно повествования.
Фотографии в посте с сайта театра


Бабушка, которую внучка зовет "Саша", - это самый активный, темпераментный и обаятельный персонаж. Ей по сюжету 78 лет, она прожила полную разных впечатлений и любовных приключений жизнь, и продолжает прекрасно выглядеть, и порхать бабочкой, несмотря на преклонный возраст. И исходя из своего богатого опыта дает внучке советы. Увлекающаяся натура, она 20 лет проработала в музее Пушкина, и буквально одержима его судьбой, - сквозь призу судьбы поэта она воспринимает сегодняшнюю действительность, и благодаря этому ее суждения порою настолько же умилительно забавны и смешны, насколько патетичны и эмоциональны. Она очаровательна, и заряжает своим неугасаемым позитивом и легкостью восприятия жизни, коему поражаешься, узнав о трагических событиях, которые происходили с ней в детстве, во время блокады и после войны. Этот персонаж очень напомнил мне мою собственную бабушку, не провести аналогий было невозможно:)


Невероятную Александру Сергеевну (назвали, конечно, в честь Пушкина!) сыграла народная артистка РФ Наталья Кутасова, и сделала это потрясающе. Сколько граней у этого персонажа, какое обаяние, грация, легкость, и энергетичность! И абсолютная органичность персонажа, Кутасова не играет, она перевоплощается в свою героиню. Великолепно! И окончательно потрясла она (по кр. мере, женскую часть аудитории точно) своей растяжкой и совершенным исполнением непростых асан из йоги. Актриса в свои 63 и свечку сделала, и плуг (это когда лежишь на спине, а ноги перегнуты и опираются о пол сзади головы), и планку, где упор на локти и пальцы ног, но при этом тело держится в прямую струнку, и стояла она в этой позе пару минут, не меньше (кто занимался йогой, знает, как это непросто).

Этот спектакль затрагивает много важных и сложных тем, - контурно, но очень метко раскрывает их, донося до зрителя буквально в одном эпизоде самую суть. Как столько всего можно уместить в одном спектакле, и не сломать при этом зрителю мозг, я не знаю, но им это удалось. И спектакль одновременно и правдивый, и мудрый, и философский, и экзистенциальный, и трогательный, и удивительным образом еще и веселый. Как все это может быть в одном спектакле? Посмотрите постановку, и увидите сами, как выйдете из театра воодушевленными, с улыбкой на лице, и при этом будете ловить себя на том, что продолжаете думать на темы, которые были затронуты в спектакле.

Одна из тем- недолюбленность, которая каким-то внутренним надломом сопровождает человека через всю жизнь, и передается из поколение в поколение, усугубляясь и обретая разные формы и проявления. Бабушка, пережившая ужасы блокады, потерявшая всех родных, и скитавшаяся никому не нужной сиротой, порхает по жизни, ища и нарочито привлекая любовь многих, словно желая восполнить жажду любви и нужности, которая выработалась в детстве. Ее сын, упрекая мать в том, что его недостаточно любили, недостаточно уделяли ему внимания, дожив до глубоких седин, продолжает чувствовать себя мальчиком, которому мать, по его мнению, недодала любви, и укорять мать в этом. Кажется, что с возрастом люди умнеют, и становясь сами родителями, лучше понимают своих родителей. Отчасти это так. Но лишь отчасти. Многие проносят детские обиды через всю жизнь, и не в состоянии их осмыслить и отпустить. У меня, увы, есть перед глазами такой пример, и потому для меня эта тема была близка и срезонировала, вызвав узнавание.


В чем проявляется у взрослого сына эта недолюбленность? Он находит заботливую, идеальную, по его мнению, женщину, и словно доказывая сам себе, что недостоин такой большой любви, одновременно ищет признания и любви на стороне. И на встречный вопрос матери любит ли он свою дочь, не находит, что ответить, кроме как то, что он подарил ей квартиру. Недополучивший (или считающий, что не дополучил) любви в детстве зачастую не способен и сам проявлять любовь таким образом, чтобы это чувствовалось, а порою и не умеет ее чувствовать (распознать, прожить и проявить).

И в дочери эта недолюбленность проявляется критичным образом. Она не упрекает отца ни в чем, но она абсолютно не умеет любить и ценить себя. Она готова сделать что угодно вытерпеть какое угодно унижение, лишь бы удержать рядом того, кого любит. Он совершенно недостойный человек, но она готова дать вдесятеро, вывернуться наизнанку для него, лишь бы он был рядом. Любовь из нежной привязанности превращается в надрывную зависимость. И объяснение Дани и Ани очень яркая и жизненная сцена. Думаю, все встречали ситуации, в которых женщина для мужчины делает все, пытается во всем ему угодить, обхаживает его, пылинки сдувает, хотя он мизинца ее не стоит, а он в какой-то момент бросает ее, и она убивается по этому поводу. Все мужики козлы,- говорят в таком случае. Но постановка дает другое объяснение такому поведению.

Когда Аня перечисляет все, что делает и что готова сделать для того, чтобы только Даня (безработный, непривлекательный, беспечный и выпивающий) остался, он взывает к ее самоуважению, и он очень прав. А потом он говорит фразу, которая заставила меня переосмыслить вообще весь этот сценарий. Он говорит: "боже мой, да, ты замечательная, но как ты не понимаешь, что я от этого рядом с тобой чувствую себя последним мудаком!".

Да, рассматривать ситуацию всегда надо с обеих сторон. И не только и не столько подлость может быть в уходе мужчины от такой зависимой женщины, сколько зеркало ее нелюбви к себе - его собственное непринятие своей ничтожности, чувство которого обостряется рядом с тем, кто его любит и проявляет заботу, которой, как ему бессознательно кажется, он недостоин. Это серьезный психологический клубок, который нужно осознанно распутывать, или он поломает жизнь. Важная, острая тема. И она так просто и так одновременно метко и точно раскрыта, что можно аплодировать стоя.

Еще одна тема - тоже узнаваемая, хоть и не настолько. На протяжении спектакля несколько раз зритель видит мизансцену, где в узкой прихожей сидят на полу два праздных молодых мужчины: сын Ани, не работающий, живущий на шее у матери, пишущий забавные экзистенциально-поэтические зарисовки в стиле стенд-апа, и высокопарно ищущий себя (очень удобно искать себя, когда тебя содержат), и Даня. Федя в основном молчит и слушает, а Даня, пьянея от эпизода к эпизоду, философствует. И говорит он интересные вещи, умными словами, демонстрируя высокую эрудированность, образованность, и ум, и речи его очень контрастируют с тем, что он из себя представляет, и тем, как он выглядит - жалкий безработный архитектор, не ищущий работу, потому как все равно кто-нибудь да накормит. После каждой их сцены прихожая закрывается, как шкаф, оставляя праздных недофилософов в замкнутом пространстве, словно символизирующем ограниченность их мировоззрения.

И еще есть одна очень яркая сцена, где Федор попадает в полицию за хулиганство, и поясняет свои действия гражданской позицией. Сцена эффектная, с многослойной семантикой, если задуматься. И мне кажется, что эти 2 эпизода (в первой случае серия эпизодов) связаны одной темой.

Не знаю, то ли закладывал в нее режиссер, но для меня это прочиталось как то, что чем менее человек вовлечен в социум и систему социальных отношений, тем больше у него возникает бессознательная потребность в создании иллюзии этой вовлеченности, и искусственном поддержании чувства собственной значимости, и они начинают рассуждать о судьбах мира, о политике, устройстве государства, ругать власть, общество, традиции, и учить всех жизни. К сожалению, такие примеры у меня перед глазами тоже есть. И в постановке именно бездельники, не нашедшие, или потерявшие себя, не знающие своего места в мире, и не принимающие себя в таком ничтожестве, двигают социально-философские идеи. Идеи, звучащие эффектно, и нередко очень неглупые, но абсолютно бесполезные для практической жизни. Тут есть над чем задуматься, тема глубокая.

Так почему именно "Петербург"? Эти темы актуальны для всех, и эти события могли произойти в любом городе. С одной стороны, да. Но все-таки какая-то неуловимая атмосфера, характерная именно для Петербурга, в спектакле есть. Вероятно, в том, что герои эрудированы. Они разговаривают поэзией, упрекают друг друга и оправдываются примерами из жизни поэтов (особенно бабушка зажигает на этой ниве). Они говорят об улицах центра Петербурга, о каких-то местах, проблемах, - всем том, что не несет самостоятельной смысловой нагрузки, но что позволяет понять, что все это происходит в Петербурге, и нигде больше. И эти персонажи, такие разные, это петербуржцы, некоторым из которых даже образование и ум не мешают быть неприкаянными по жизни, непрактичными мечтателями.

Также неминуемо обращают зрителя к точной идентификации города действия воспоминания бабушки о детских годах, о том, как жила семья в блокаду. Тема эта не нагнетается, но она тоже вносит весомый вклад в впечатление от спектакля. И финальный эпизод, где бабушка рассказывает воспоминания отрочества, настолько светлый, трепетный и трогательный, что я даже прослезилась. И хотя заканчивается все на позитивной ноте, этот эпизод мне очень запомнился.

И при всем этом постановка очень веселая. Это сложно представить, учитывая остроту вышеописанных тем, но спектакль действительно добрый и веселый. В нем прекрасный, остроумный ситуативный юмор, который вдохновляет зрителя, смешит, и подогревает настроение.

Резюме. Замечательный спектакль! Жизненный, мудрый, экзистенциальный, и при этом веселый и задорный. Прекрасно поставленный и сыгранный. Он веселит, вдохновляет, и заставляет задуматься. И отпуская зрителя в прекрасном настроении, оставляет долгое послевкусие. К просмотру рекомендуется!
Tags: театр
Subscribe

  • (no subject)

    Была я тут на днях у гастроэнтеролога. Доктор задавал вопросы, записывал ответы, что-то писал сам. В конце распечатал мне заключение, где…

  • Продуктивный день

    А кто молодец, воспользовался внезапно случившейся отличной солнечной погодой даже без ветра, и помыл окна дома? Я молодец! Не люблю это дело, но…

  • Живописные облака

    Была сегодня в гостях, где с 21этажа открывается прямо-таки облачный театр. Широкая перспектива, видно далеко, а погода сегодня была капризная, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments