danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Звериные истории" в Молодежном театре на Фонтанке

Провожали 2018й год культурно-театрально, и в новом взялись за старое:) и уже успели посетить Молодежный театр на Фонтанке, где посмотрели новый спектакль Звериные истории, поставленный по одноименной пьесе американского драматурга Дона Нигро. Это первая и пока единственная постановка данной пьесы в Петербурге, премьера состоялась в конце октября 2018г.

Спектакль состоит из 10 сюжетно не связанных друг с другом, самостоятельных эпизодов, героями которых являются животные. Но через призму животных автор доносит до зрителя актуальные и зачастую болезненные черты отношений между людьми, мировоззрения, мировосприятия.

Как ни странно, ни костюмы, ни движения актеров не позволяют сразу понять, какое животное изображается. Как выяснилось, это сделано по завету автора, который в предисловии к пьесе написал "Драматург крайне отрицательно относится к использованию звериных костюмов. Ощущение внутренней жизни животных должно выражаться актерской игрой. Никто не должен ходить на четырех. И животные гримасы хорошо бы не строить. В каждом случае актеры должны найти более тонкие средства отождествления себя с существами, которых они изображают." В некоторых эпизодах не столько животные ведут себя как люди, а люди, в типичных для нас ситуациях, ведут себя похоже на животных.

Отчасти и поэтому спектакль очень странный, местами даже эксцентричный, очень образный. Он экзистенциальный, и несмотря на всю эту странность, он хорошо читается. Текст немногословный, некоторые реплики повторяются, и диалоги порою кажутся каким-то бредом. Но потом раз- пара коротких штрихов и складывается понятная, целостная картина, с простым, но одновременно глубоким смысловым посылом, зачастую многослойным. Этот спектакль поднимает важные темы, и о многом заставляет задуматься. Я почитала потом пьесу, и читается это трудновато (много повторений), а визуализация сделана талантливо. И некоторые моменты здорово усилены - жестом, движением, эмоцией, взглядом, паузой, звуком...

В антракте, пока зрители выходили из зала, все реплики, услышанные от проходивших рядом, были о спектакле. Обсуждали то, что увидели, и кто как понял отдельные эпизоды. Общий план все улавливали одинаково, дальше каждый имеет возможность понять и прочувствовать какие-то свои смыслы. Пространство для семантического анализа тут есть, и предостаточно.

Лично для меня это было о следующем (пишу о тех, которые срезонировали во мне и особенно запомнились):
Индюшки- о том, что нужно иметь мечту, и на пути к ней не надо бояться выходить за рамки, привычной и принятой в конкретной социальной группе. Конечно, рядом всегда будут те, кто будет говорить, что то, о чем ты мечтаешь - это невозможно, что это ерунда, но это не должно останавливать. Потому что те, кто так говорит, чаще всего, просто обыватели, которые ограничены узким взглядом на мир, или своими страхами. Саксофонное дерево - такой милый и трогательный символ чего-то абсурдно-несбыточного. В спектакле после того, как индюшка Пенни уходит, звучит саксофон. И его мягкая, грустная песнь в контексте звучит пронзительно.

Утконос- эпизод об одиночестве и одной из его причин. О том, что пока человек не понимает и не принимает себя, пока он считает себя каким-то не таким, ущербным, и не ощущает своего места в мире и своего права на существование в нем именно таким, какой он есть, ему и не найти это место. Если он сам себя не считает достойным, то как другие, к которым он хочет приспособиться, будут его таким считать, и как примут к себе? Ведь он не станет таким, как они, а какой он сам, что он из себя представляет- он и сам не знает. И он просто робко просит посидеть рядом, и потом так же робко уходит. Сам.

Короткий эпизод, практически без действия, просто монолог. Но он великолепно сыгран, и произвел на меня сильное впечатление. Во многом и потому, что я, увы, видела в реальной жизни таких людей. Очень хороших, и таких же неприкаянных.
Индюшки и утконос выглядели так:)
Все фото с сайта театра.


Попугаи- эпизод как раз из тех, где перед нами люди, но реплики как у попугаев. Увы, аналогии более чем уместны. И даже дурацкие пакеты из Пятерочки у Пегги, если подумать, тут вполне в тему, хоть и не несут сами по себе никакой смысловой нагрузки.

Это грустный эпизод о том, что мы сами не знаем, чего хотим. Ричи ругает себя за то, что повторяет дурацкие фразы и несет какой-то бред. И его раздражает то же в его соседке по клетке. Злость на себя он вымещает на ней. Она его раздражает. И он то говорит ей чтобы она сказала что-то не повторяя за ним, то чтобы что-то умное, то чтобы заткнулась.. Но всякий раз, когда она делает то, что он просит, он раздражается еще больше. И закономерный финал. Ричи остается один.

Когда мы отрицаем себя и свою сущность, сами не знаем, что хотим, а виноватым для нас будет ближний. Бессознательно мы переносим на него свое раздражение и дисгармонию с самим собой. И мы не знаем, что на самом деле хотим, и ничто не может нас удовлетворить, что бы кто ни делал. И результат- одиночество.

Кошки- трагикомичная зарисовка о том, что иногда не надо слишком много думать, этим можно испортить любое удовольствие. Удовольствие прекрасно как самоцель. Но можно легко его лишиться, все испортить и довести себя до исступления, если во всем искать подвох. Можно просто гоняться за ниткой и радоваться жизни. Не надо докапываться, а почему же это нравится и зачем оно происходит. Оно же нравится? Нравится. И прекрасно. Получай удовольствие, и тебе будет хорошо.


Невеста на фото- из эпизода "Мышь", про соблазны. Он меня как-то не особо впечатлил. Но у этого спектакля есть одна особенность: параллельно идут 2 РАЗНЫЕ версии! Как сказал Семен Спивак в интервью «Российской газете»: «В этом спектакле я впервые в жизни делал не составы актеров - первый («звездный») и второй, а группы. Придумал им названия: "Браво", «Бис». Все на равных. Пьеса, ее иносказательный язык дает возможность разных вариантов. Она говорит о достоинствах и недостатках людей, деградации человека. У Дона Нигро десять отдельных трагикомических историй. Мы играем так: пять пьес в двух группах решены одинаково, а пять - меняются. А текст тот же. И вы видите другую Кошку, других Попугаев, другую Мышь... Я поставил два абсолютно разных спектакля, поэтому, чтобы оценить постановку, нужно посмотреть оба варианта."

Мы видели вариант "БИС". А судя по отзывам в прессе, в варианте "Браво" как раз эпизод "Мышь", в другом режиссерском решении, производит сильнейшее впечатление. К сожалению, на сайте не делается на этом акцент (просто эта цитата дана внизу в описании, на нее особо и не обращаешь внимание), и какая именно версия идет в конкретные даты (т.е. вот мне, например, как попасть теперь на вариант Браво)- непонятно. Наверное, надо уточнять в кассах.

Резюме. Очень необычный, креативный, яркий и сильный спектакль, интересный и по постановке, и по семантике. Он недолгий (немногим больше 2 часов, включая антракт), но оставляет долгое послевкусие. К просмотру рекомендуется. Ценз 18+, просто потому, что ребенок не поймет, эта постановка для взрослых на подумать.
Tags: театр
Subscribe

  • Танграм

    В пятницу шла в обеденный перерыв по улице, и зацепилась взглядом за вывеску у стола, на котором были расположены разные яркие коробочки: фитнес для…

  • Неправильный брасс

    Сегодня была вторая тренировка в школе брасса. Когда я выбирала курсы, мне оч. понравилось в описании, что это самый простой и удобный стиль…

  • Замороженный манго от freshimport

    Я люблю манго. Но у нас, к сожалению, его спелым, и по-настоящему вкусным, в продаже найти крайне сложно. И лично у меня еще ни разу это не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments