danitta (danitta) wrote,
danitta
danitta

Category:

Спектакль "Без вины виноватые" Молодежного театра на Фонтанке

Посмотрела спектакль Без вины виноватые в театре на Фонтанке, поставленный по одноименной по пьесе Островского. Пьеса эта задумана автором как мелодрама-комедия, и несколько усиливая яркие характерные черты персонажей, он раскрывал их характеры, в т.ч. не с лучших сторон, вызывая одновременно и смех. Такой смех, знаете, когда ситуация настолько безумна/горька/нелепа, что даже смешно. Есть и элементы классического гротеска, которым автор пользуется деликатно и тонко.

Сюжет пьесы нас, современников Санта-Барбары и бразильских сериалов, не удивит - тут и вероломный предатель любовник, и умерший ребенок, которого скрывали, а в самом деле не умерший, а брошенный, и скорбящая мать, спустя много лет узнающая, что ее сын, которого она столько лет оплакивала, жив... В общем, классическая мыльная опера:) И едва ли это увлекло бы зрителя, и сумело бы донести до него смысловой посыл автора, скрытый за всей этой мелодраматической чехардой, если бы не прекрасная постановка.

Формат постановки необычный. В глубине темной сцены играет вживую пианист, задавая настроение, он же выступает рассказчиком, и читает первые строки пьесы- описание двух главных героев, представляя и артистов, их играющих. Чтением рассказчиком строк из пьесы спектакль и завершается. А между началом и финалом спектакль проходит в традиционном формате.

Молодого человека Мурова играет очень уже немолодой Кухарешин. Кланяясь в современных джинсах и джемперке, он повторяет иронично слово "молодой" и показывает на свою лысину. Выбор этого артиста для этой роли, на мой взгляд, весьма спорное решение.

Сыграл он прекрасно, -ярко, выразительно, убедительно, ярко передав вкус ядовитого шарма видимой непосредственности этого мерзавца. Но визуально он совершенно не подходил на эту роль, что вносило некоторый диссонанс в образ персонажа. Впрочем, это резало глаз только в самом начале, при завязке сюжета, потом это нивелировалось. На фото он уже из событий 17 лет спустя, солидный деловой человек лет 50, где уже возрастное несоответствие не бросается в глаза.

В постановке занято много артистов, и у каждого по-своему яркая и интересная роль, в которой он может проявиться творчески, и в совокупности это просто калейдоскоп маленьких бенефисов. Прекрасные актерские работы, сыграли легко и зажигательно, со вкусом и стилем, с юмором и выразительностью.

Регина Щукина сыграла актрису Коринкину, вертящую роман с глуповатым актером Миловзоровым (уморительное "у меня же лицо!" Юрия Сташина- просто огонь!:)), и отчаянно ревнующую приезжую Кручинину к ее популярности и успеху. Местами в репликах она очень напоминала Маргариту Палну из "Покровских ворот":) Яркий образ, характерный. Вечно пьяный Шмага в его "новом пальто" в исполнении Черкашина тоже прелестен:)


Этот спектакль стал для меня открытием прекрасного актера Константина Воробьева, который после 20-тилетнего отсутствия вернулся в театр на Фонтанке. Он играл Дудукина, и поразил меня невероятной пластичностью- движений, эмоций, интонаций. До чего он выразителен и органичен, это не передать просто! Вот он сидит за столом с Кручининой, рассказывая ей заговорщицки историю Незнамова, попивает коньячок, закусывая чем-то, но он так изящно и одновременно смачно закусывает, что от одного этого приходишь в восторг от его мастерства. А как он танцевал в своем белом плаще! Великолепная актерская работа. Сыграл- как продышал.


Ну, а главную роль сыграла Екатерина Унтилова, и режиссер спектакля не скрывает, что этот спектакль ставил "под актрису", конкретно под Унтилову. Она тут и влюбленная в мерзавца девушка, и звезда сцены, и убитая горем, и сильная, неприступная женщина, и благодетельница, и нежная мать.


Если в других персонажах есть элемент комичности и гротескной комедийности в виду их порочности, через главную героиню и события, разворачивающиеся вокруг нее, проводится драматургия пьесы, и доносится до зрителя смысловой посыл. А смысл тут, несмотря на внешнюю комедийность, довольно глубокий.

Пролог очень наглядно демонстрирует женщину, которая не умеет ценить себя и полностью растворяется в любимом мужчине, буквально уничтожая в нем мужское начало своей тотальной заботой, даже если оно в нем было. Комплекс "я сама" и внутренний надрыв априорной готовности к подвигу, к тому, чтобы вкалывать и тащить и семью, и сына самой, даже когда она говорит с отцом сына, наследником большого состояния. Это настолько типично и часто встречается в жизни, и так жалко и нелепо выглядит, что почти больно это видеть. Особенно сцену, где она ему деньги последние насильно вручает.

Хорошо освещены и зависть, предательство, и обманчивость искренности восторженных поклонников, и то, как распространяются слухи, искажая правду до неузнаваемости. Тоже очень типичная ситуация, узнаваемая.
Еще очень наглядно на примере Незнамова показано, до чего доводит тотальное непринятие и нелюбовь к себе. Человек, который рос нелюбимым в семье, считал, что его не за что любить, и относился к себе и к остальным по-скотски, жестоко, грубо, буквально нарываясь на то, чтобы ему вновь и вновь доказывали, что он и правда дрянь. Чем хуже, тем лучше, такая утрированная жертва как образ жизни. И тут кто-то посмел сделать доброе дело по отношению к нему. Возмутительно просто! Надо пойти разобраться, заявить, что она просто не имела права на это.

"Разбирательство" Незнамова с Кручининой выглядит комично и нелепо, но главная боль в этом не в том, о чем он глупейшим образом негодует, а в том, почему он это делает. На самом деле человек, который больше всех отталкивает от себя других, выказывает свое наплевательство и презрение к любого рода сантиментам и привязанностям, больше всех нуждается в любви и внимании, и бессознательно жаждет их. Это, кстати, очень хорошо в детях проявляется, особенно в подростках. И как влияет на жизнь Незнамова и его мироощущение проявление Кручининой материнской доброты и ласки! Вопреки всем своим привычкам и взглядам, он в смятении, и он отнюдь не готов ее оттолкнуть, как он это делает со всеми- напротив, этот ее жест буквально околдовывает его, и притягивает к ней.

Ну, и шедевральное - реплика Шмаги, когда они уходят после "разбирательства". Мы там, говорит, пока вас ждали, в буфете посидели, но у нас денег нет. И просит заплатить за них. А когда она говорит да, конечно, заплачу (хотя она ничем им не обязана!), он нагло заявляет: конечно, Вы должны заплатить, мы же к Вам пришли, а Вас нет, вот мы и пошли в буфет! Тоже, к сожалению, оч. типичная позиция жертвы-нищеброда, который, с одной стороны, такой весь бедный и бедствующий, и с другой- убежденный, что те, кто ему помогают, обязаны это делать, просто потому, что они богаты/богаче него. И то, что он ничего сам не делает, чтобы вылезти из своего бедственного состояния, его не волнует. Он просто злобится на тех, у кого есть то, чего у него нет, и считает, что одним этим они ему что-то должны. К сожалению, такие люди нередко встречаются, и играя на своей несчастливой доле очень здорово умеют сесть на голову и манипулировать, давя на мораль и жалость.

Резюме: Хороший, поучительный спектакль. И при этом легкий, веселый, эмоциональный, и великолепно сыгранный. Казалось бы, классика. Но мы вышли после спектакля в отличном настроении, вдохновленные и полные прекрасных впечатлений. Постановка к просмотру рекомендуется.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments